"Рад тому, что в одной из газет началась серьезная дискуссия о том, чего интеллигенция ждет от Церкви и чего Церковь ждет от интеллигенции. Одновременно хотел бы подчеркнуть, что Церковь не должна и не будет приспосабливаться ко вкусам той или иной общественной группы и не должна быть совершенно нейтральной во всех общественно значимых вопросах, в том числе в вопросе о том, как устроены государство, право, социальный порядок", - отмечает представитель РПЦ.
По его словам, мыслящие церковные люди, в том числе глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда, "который, впрочем, не является профильным с точки зрения формулирования позиции Церкви по общественным проблемам, участвуют в дискуссии, и это хорошо".
"Однако неправильно было бы сказать, что Церковь никогда напрямую не ассоциировала себя с каким-либо политическим режимом или строем, не поддерживала те или иные позиции государства - если, конечно, говорить не о мелкой межпартийной борьбе, а о том политическом выборе с большой буквы, который неотделим от нравственных идеалов", - заявил священник.
Накануне в "Независимой газете" была опубликована статья Владимира Легойды, которая в свою очередь послужила ответом на упомянутую выше дискуссию. В статье Легойды, в частности, говорится, что "Церковь существовала в разные времена и при разных политических режимах, никогда напрямую не ассоциируя себя ни с одним из них".
Как в свою очередь отметил Всеволод Чаплин, можно назвать десятки имен святых, "которые решительным образом поддерживали православную монархию, действия известных царей и императоров, осуждали бунты, революции, хаос".
"Более того, некоторых правителей Церковь назвала равноапостольными за то, что они привели свои народы к христианству. Кстати, не помню, чтобы кто-то из святых поддерживал общественный уклад, сложившийся на современном Западе, или его копирование в православных странах", - сказал священник.
Он указал и на то, что существуют яркие примеры поддержки Церковью действий и решений некоторых государственных лидеров XX века, "и это было не просто решение отдельных иерархов, а выражение соборного церковного голоса, согласное с волей верующего народа".
"Православная церковь в истории не случайно поддерживала разные государства и их власти, не случайно умела и осуждать государства и власти. Это не было связано с тем, что сама Церковь хотела бы стать властью или участвовать в мелкой политической борьбе. Но у нее есть ценности, в том числе связанные с устройством жизни государства и общества, которые она считает предельно важными и о которых она свидетельствует перед лицом власти", - говорится в статье Чаплина.
Ее автор подчеркнул, что Церковь не воспринимает общественную и государственную жизнь и связанные с ней дискуссии "как нечто для себя безразличное, нечто, над чем якобы можно высоко подняться, превращаясь в молчаливого наблюдателя за тем, как кто-то силой власти, "воспитания" или информационного диктата лишает людей возможности жить по истинной вере, а значит, лишает вечного бытия".