В экспозиции представлены фотографии, архивные документы, личные вещи отца Павла и близких ему людей, а также выдержки из его текстов. Организаторы выставки - Преображенское содружество малых православных братств, Культурно-просветительский фонд "Преображение" и Свято-Филаретовский православно-христианский институт (СФИ).
"Отец Павел был символом подлинного пастырского служения, его гибель потрясла многих людей – не только христиан, но людей самих разных убеждений. Его слово было очень весомым и авторитетным… Этот авторитет основывался не только на жизни о.Павла – а она была и трагичной, и победной, но и на свидетельстве правды –одновременно мирном и непримиримом. Отец Павел – подлинный свидетель: он многое пережил, но сохранил до конца своих дней веру, доброе сердце и милостивое отношение к разным людям", - так проректор СФИ Дмитрий Гасак, выступивший на открытии объяснил название выставки – "Свидетель".
По словам председателя международного общества "Мемориал" Арсения Рогинского, для его соратников принимать такую выставку - это "радость и честь". Не только потому, что Павел Адельгейм и его родители были политическими узниками советских лагерей, но главным образом потому, что для священника были непреложны ценности свободы, права, исторической памяти.
"Это и наши ценности, и это приближает нас к нему", - подчеркнул Рогинский. Он напомнил, что в последние годы отец Павел "много и очень резко писал о современной внутрицерковной ситуации…, с особой горечью говорил об опасности византийской симфонии между Церковью и государством". Однако "эти институты – РПЦ и РФ – занимали его не сами по себе, а, в первую очередь, в их отношении к человеку, по-настоящему его размышления были посвящены человеку и только человеку", считает Рогинский.
"Отец Павел – священник от Бога", но во Пскове его знали и уважали еще и как гражданского активиста, продолжил председатель Псковского "Мемориала" Юрий Дзева. Он рассказал о том, что отец Павел стоял у истоков этой организации, что он баллотировался в Верховный совет в 1989 году, обещая в своей предвыборной программе "никогда не предать интересы граждан, независимо от их религиозных убеждений". В последние годы священник работал в жюри школьного конкурса "Человек в истории ХХ века", проводимого "Мемориалом". "Отец Павел был нашей путеводной звездой", - сказал Юрий Дзева.
Руководитель Музейно-выставочного отдела фонда "Преображение", преподаватель СФИ и куратор выставки Светлана Чукавина отметила, что создание выставки об отце Павле – "дело чести" для Преображенского братства, членом которого был священник. "Для церковных людей и даже для неверующих он был примером христианина – он сам жил так, что его слову невозможно было не верить", - сказала Чукавина. Она обратила внимание, что на выставке "много слов" отца Павла - с точки зрения экспонирования это всегда сложно, и зрителю придется потрудиться. Но невозможно было не представить "прямую речь" священника, отрывки из его книг, фрагменты его постов в ЖЖ, драматическую переписку с судами и церковными властями. В экспозиции использованы также архивные материалы, многие фотографии из семейного архива Адельгеймов, предоставленные матушкой Верой Михайловной, а также материалы из архива "Мемориала".
Светлана Чукавина провела первую экскурсию по выставке, которая отражала основные этапы жизненного пути священника. Первый раздел посвящен необычной, артистической родительской семье Адельгейм, все члены которой были репрессированы, отец и дед будущего священника расстреляны, а маленький Павел рос в детском доме для детей "врагов народа".
Оказавшись вместе с мамой в ссылке в Караганде, Павел познакомился с тайной православной общиной, сформировавшейся вокруг старца Севастиана Карагандинского, прославленного в лике преподобных. Тогда, в 13 лет, мальчик захотел стать священником. Поступление в 1956 году в Киевскую Духовную семинарию открыло для него, с одной стороны, мир монашества, связанного с дореволюционной традицией, с другой стороны – произвол церковного начальства. Ректор семинарии игумен Филарет (Денисенко) исключил Павла незадолго до выпуска по политическим мотивам.
Следующий раздел рассказывает о первых годах служения отца Павла в диаконском и священническом сане в Ташкентской епархии. Здесь можно обнаружить подробный рассказ о духовных учителях героя выставки: это епископ Ташкентский Ермоген, архимандрит Борис (Холчев), архимандрит Серафим (Суторихин), инокиня Евгения (Миллер). Воспоминания о них – не только в текстах и фотографиях, но и в личных вещах, которые Павел Адельгейм хранил как реликвию.