Выступление первоиерарха в печати было приурочено к 100-летию Высочайшего указа о свободе вероисповедания и распечатании алтарей старообрядческих храмов. В Прикамье со времен раскола имеются места компактного проживания старообрядцев.
По словам митрополита Андриана, различия между Церквами находятся не только на уровне внешних форм богопочитания, как на том настаивают историки и религиоведы, но и в догматических и канонических сферах. "Сегодня новообрядцы считают, что погружательное и обливательное крещения равноспасительны. Мы же полагаем, что они имеют разную природу, – говорит глава РПСЦ. – В погружательном крещении человек погребается для ветхой жизни в грехе и рождается для новой жизни во Христе. В обливательном лжекрещении, с нашей точки зрения, человек не погребается и не рождается".
Между РПЦ и РПСЦ есть и другие различия. Так, по словам митрополита Андриана, в XVIII веке в синодальной Церкви были отменены правила Вселенских соборов и святых отцов, отстраняющие от причастия за прегрешения на некоторое время. Митрополит утверждает, что сегодня в храмах Московской Патриархии может причаститься практически любой, даже согрешающий смертными грехами человек. В Старообрядческой церкви правила, отлучающие грешников до их исправления, продолжают действовать.
По словам митрополита Андриана, разительные отличия есть и в духовной практике. Так, в Русской православной старообрядческой церкви с древнейших времен сохраняется институт духовничества. Каждый христианин имеет духовного отца, который, зная характер и жизнь человека, руководствуясь евангельским учением, ведет его по спасительному пути. В "новообрядчестве" же устойчивый институт духовничества фактически отсутствует.
По мнению главы РПСЦ, все отличия и несогласия должны стать предметом серьезного богословского изучения в соответствующих церковных комиссиях. Пока же вопрос об объединении староверов и новообрядцев ставить преждевременно. Священноначалие РПЦ и РПСЦ соглашается, что на сегодняшний момент актуально лишь развитие диалога и нормальных добрососедских отношений.
Учреждение единоверческих приходов проблему объединения не решает. Дореволюционное единоверие создавалось, по словам митрополита, как своеобразная "православная уния" для перевода старообрядцев в лоно господствующей Церкви. Предполагалось, что староверы постепенно привыкнут к новым порядкам, забудут отеческую веру и предания – так оно и получилось. Все дореволюционные единоверческие приходы предали забвению старые книги и обряды, завели новое пение и чтение.
Как отмечает митрополит Андриан, появление в местах компактного проживания старообрядцев подобных приходов только затруднит установление добрых отношений между РПЦ и РПСЦ. "Другое дело, если создание единоверческих приходов будет основано на внутреннем интересе членов РПЦ к древлеправославному церковному строю и богослужению, – уточняет первоиерарх. – Если там будут восстанавливаться не только внешние признаки старообрядчества (каноническая иконопись, знаменное пение, уставное богослужение), но и древние правила Вселенских соборов, духовные традиции святых отцов, выборность священства, церковная соборность – в таком случае это движение можно только приветствовать".