Высший суд страны должен вынести решение по апелляции Лины Джой – женщины, обратившейся из ислама в христианство. В течение десяти лет она ведет войну с властями за юридическое признание ее шага, сообщает "Благовест-инфо" со ссылкой на информацию AFP.
Апелляция вызывает жаркие споры о том, могут ли мусульмане по своей воле покинуть ислам и, в конце концов, является ли Малайзия светским государством, или же она постепенно трансформируется в консервативное исламское государство, живущее по законам шариата.
"Наша страна находится на перепутье, она ожидает результата этого эпохального процесса, – заявил AFP адвокат Джой Бенджамин Доусон. – Это решение сыграет ключевую роль в определении дальнейшего направления для нашей страны". 42-летняя женщина, чье дело слушается в суде, принадлежит к малайцам – этническому большинству Малайзии, составляющему более чем 60 % от 26-миллионного населения страны. Рожденная мусульманкой и названная при рождении Азлиной Джайлани, она утверждает, что ее обращение в христианство в 1990 году изменило ее жизнь к лучшему.
Однако начиная с 1997 года она борется с властями сначала за то, чтобы изменить имя в идентификационной карте, а затем за то, чтобы изменить запись в графе "вероисповедание".
"Несмотря на то, что я была воспитана как мусульманка, я с самого начала никогда не верила в практику и учения ислама, – заявила Джой, которая редко общается с прессой, в своих письменных показаниях верховному суду в 2000 году. – Я нашла мир для своего духа и своей души после того, как стала христианкой. И поэтому я придерживаюсь мнения, что это было бы неверно, ложно и нечестно по отношению и к себе и к другим, если б я продолжала выдавать себя за мусульманку".
Федеральный суд, куда Джой подала иск, должен решить, нужно ли ей обращаться в шариатский суд, чтобы получить признание отказа от веры, чтобы слово "ислам" было убрано из ее идентификационной карты.
Постановление суда можно считать ключевым, потому что оно может разрешить парадокс в конституции, которая гарантирует свободу религии, и в то же время называет малазийцев мусульманской нацией.
В Малайзии светские суды действуют параллельно судам шариата в таких частных делах, как разводы, вопросы опеки над детьми и наследство.
Однако вопрос о том, какой из этих судов имеет преимущество, остается спорным, особенно в тех случаях, когда рассматриваются дела с участием мусульман и немусульман, слово которых не имеет большой силы в шариатских судах. Суды низких инстанций отклоняли все попытки Джой, постановляя, что только исламский суд может признать ее уход из ислама.
Тем не менее, исламские суды не желают одобрять апостасию - отказ от ислама, и таким образом люди, переходящие в другие религии, оказываются в "подвешенном" состоянии.
Несколько других громких судебных процессов еще больше усилили напряжение. В прошлом году знаменитый альпинист – этнический индиец был похоронен по мусульманскому обряду, несмотря на протесты его жены, индуистки, которая утверждала, что он никогда не обращался в ислам.
Споры сильно ужесточились после того, как малайцы стали более открыто демонстрировать свою веру. Немногочисленные немусульманские общины стали опасаться "исламизации" страны.
Аналитики считают, что к подобному религиозному всплеску привела длящаяся десятилетиями борьба между правящей партией Объединенной малайской национальной организации и исламской оппозицией – обе стороны стремятся подчеркнуть свою приверженность исламу и выставить оппонента противником религии.
В то время, пока правозащитники пытаются доказать, что малайцы имеют право покидать ислам, мусульманские группы осудили иск Джой как попытку подорвать статус религии. "Этот процесс фактически является попыткой разрушить, радикально изменить позиции ислама как части правовой конституционной структуры страны", – отметил президент влиятельного Движения мусульманской молодежи Малайзии Юсри Мохаммед.
"Мы рассматриваем это как нечто недопустимое, как то, что угрожает социально-религиозной гармонии страны".
Муфтий штата Перак Харуссани Закария недавно привел данные, согласно которым уже 100 000 малайцев отказались от ислама и еще большее количество собирается это сделать.
Хотя Юсри заявляет, что с социальным волнением вокруг дела Джой "можно будет справиться", эмоциональные настроения в стране, в которой крайне редко можно увидеть демонстрации или акты политического насилия, накалены до предела.
На одном веб-сайте были опубликованы угрозы в адрес адвокатов Джой, а в августе были анонимно распространены плакаты, призывающие к смерти адвоката и активиста по правам человека Малика Имтияза Сарвара, который в суде выступил в поддержку Джой.
"Это симптом провала цивилизованного диалога в стране. Это знак предстоящих реакционных времен", – написал правозащитник об угрозах в статье для местной прессы.
Премьер-министр Абдулла Ахмад Бадави, который признает, что межрасовые отношения находятся в "хрупкой" ситуации, считает ухудшение отношений между малайцами–мусульманами и меньшинствами этнических китайцев и индийцев "болезнью".
Год назад все десять немусульманских членов кабинета министров направили петицию премьер-министру с просьбой о защите прав религиозных меньшинств, но им был объявлен выговор, и они были вынуждены отозвать документ.
Тем временем борьба Джой продолжается. Она вынуждена оставаться в тени из страха мести мусульманских групп. Она помолвлена с мужчиной–христианином, но не сможет выйти за него замуж. По малазийским законам немусульманин должен обратиться в ислам, если он хочет жениться на мусульманке.
Иви Джосиа из организации помощи женщинам утверждает, что на карту поставлено право женщины жить свободно по своим убеждениям.
"На глубоко личном уровне – это женщина, которая в течение 16 лет твердила: "Я христианка. Я хочу выйти замуж, я хочу иметь детей", но никто не слышит ее".
"Вместо ответа государство заявляет: тебе это не позволено", – добавляет Иви.
Доусон, адвокат Джой, говорит, что он ожидает решения суда в первой половине 2007 года, другие юристы добавляют, что несколько судов низких инстанций придерживают решения по аналогичным делам до тех пор, пока не будет принято постановление по иску Джой.