Более тысячи монахов собрались утром в понедельник у ворот парка. Они пытались пройти на его территорию, чтобы провести собрание-семинар на тему государственного контроля за религиозными делами и конституционного определения роли религии в Таиланде, сообщает РИА "Новости".
Сначала полицейские, охранявшие ворота парка, пытались не пропустить монахов внутрь, так как акция не была заявлена заранее местным властям. Однако монахи отодвинули полицейских, прошли в парк и начали семинар, который быстро превратился в демонстрацию против государственного контроля за делами монашеской общины страны.
Монахи требовали немедленного утверждения кандидатуры верховного буддийского патриарха Таиланда, избранного еще несколько месяцев назад на совете Сангкхи (общенациональной буддийской монашеской общины) после смерти его предшественника. По правилам, действующим в Таиланде, кандидатуру патриарха утверждает департамент по делам религии и правительство, однако до сих пор эту процедуру многие считали формальностью. На этот раз после выборов власти объявили о подозрениях в коррупции в отношении избранного кандидата и начали расследование, которое продолжается до сих пор.
Некоторые эксперты считают, что задержка с утверждением 90-летнего нового патриарха связана с его дружбой с бывшим учеником, настоятелем монастыря Тхаммакай, проповедующим обогащение как метод улучшения кармы, пережившим несколько коррупционных расследований и тесно связанным с политическим семейным кланом Чинават. Правительство премьер-министра Йинглак Чинават было в мае 2014 года свергнуто военными, продолжающими сейчас удерживать власть в стране. Та же участь постигла в 2006 году правительство ее старшего брата Таксина Чинавата, в настоящее время живущего в эмиграции. Конфликт между сторонниками и противниками Чинаватов стал самым затяжным и самым острым политическим конфликтом в истории страны. В 2014 году военные пришли к власти в Таиланде под лозунгом национального примирения.
Задержку в утверждении в должности вновь избранного верховного патриарха участники демонстрации объявили вмешательством государства в дела Сангкхи.
Вторым требованием монахов стало внесение в конституцию страны пункта, объявляющего буддизм государственной религией Таиланда.
Также собравшиеся выступили с осуждением "политизации монашества", что было, по мнению ряда экспертов, прямым намеком на деятельность Пхра Будды Итсара, настоятеля одного из монастырей Бангкока, который в 2013-14 годах руководил массовыми демонстрациями против правительства Чинават и последовавшими массовыми беспорядками.
В понедельник гражданский суд Бангкока обязал монаха и четырех его помощников выплатить денежную компенсацию за порчу государственного имущества департаменту особых расследований, аналогу российского Следственного комитета, здание которого участники беспорядков захватили и удерживали в течение нескольких недель в январе - феврале 2014 года.
Когда монахи прорвались внутрь парка и к ним стали присоединяться гражданские лица и другие монахи, продолжавшие съезжаться на автомобилях из разных частей города, власти направили к парку 50 военнослужащих и еще 50 полицейских, чтобы "навести порядок". Военнослужащие перекрыли ворота парка, из-за чего возникло столкновение: монахи "на руках" откатили блокировавшие ворота военные внедорожники HamVee американского производства и "мягко" вытолкнули военных за пределы территории парка.
Военные и полицейские не применяли силу против монахов, так как в таиландском обществе такое действие является немыслимым табу, и никто из командиров не решился отдать приказ о применении силы, пишет "Кхом Чат Лык".
Небольшие столкновения продолжались в течение всего рабочего дня в понедельник, сообщает издание, до тех пор, пока военные не уговорили монахов подать свои требования в письменном виде в департамент по делам религии. После передачи коллективного письма участники демонстрации разошлись.
Традиционно, в отличие от соседней Мьянмы, где буддийские монахи часто оказываются в первых рядах демонстрантов и даже иногда поднимают "монашеские восстания", в Таиланде монахи обычно сохраняют отстраненное отношение к таким мирским событиям, как демонстрации и протесты. Однако многолетний политический конфликт, который привел к небывалому ранее политическому размежеванию в таиландском обществе, коснулся и монашества: во время массовых уличных акций 2005-2014 годов у обеих сторон конфликта были свои изваяния Будды и свои группы монахов, "благословлявших массы на борьбу".
В понедельник таиландские СМИ сообщили, что далеко не все известные и уважаемые в народе монахи поддержали акцию, прошедшую в этот день в парке Пхуттхамонтхон.