Хотя под Лаврой проложены специальные дренажные штольни, собирающие дождевые и талые воды, ситуация остается критической. Обвалившаяся земля перекрыла сток дренажа, резервуар переполнился, и в результате в фундаментах сразу двух корпусов, где расположены монашеские кельи, появились трещины в палец шириной. Чтобы не допустить дальнейших разрушений в Ближних пещерах, где покоятся мощи великомучеников, спасатели и монахи спустились в штольню, чтобы откачать воду. Прорвавшуюся трубу вроде бы заварили, однако никто не знает, что будет дальше.
На этой неделе специальная комиссия Киевского горсовета решала, каким образом предотвратить дальнейшее разрушение. Ведь сдвиги грунта и оползни – это хроническая проблема Лавры. Борьба с ними идет практически с момента основания Печерской обители десять столетий назад. Еще в 1926 году было установлено, что оползни участились в результате нарушения работы дренажной сети, шахт и штолен. Долго эта проблема не решалась, пока один пласт, медленно двигавшийся из года в год в направлении Днепра, в 1968 году не сорвался. Каменная крепостная стена не выдержала удара многотонной массы земли и рухнула. А десять лет назад, в ходе восстановления Успенского собора, сваи, на которых он стоит, нарушили подземные течения. В результате в одну такую «пустоту» в 2001 году даже упал трактор. Тогда полости стали засыпать щебнем и заливать цементом, но новые пустоты вымываются и по сей день.
Особое беспокойство вызывают Ближние пещеры. Весной 2005 года в них произошел обвал, который засыпал сектор одной галереи. Ровно через год в другом месте пещер последовал новый обвал. К счастью, обошлось без жертв, хотя памятникам был нанесен серьезный ущерб.
В распоряжении корреспондента "Новых Известий" оказался акт, датированный 19 декабря 2005 года, о техническом состоянии памятника за подписью инспекторов научно-исследовательского отдела службы охраны и изучения памятников архитектуры и исторической среды заповедника. В нем черным по белому написано: "Общее состояние памятника – аварийное". Впечатляет описание состояния ответвления, где покоится летописец Нестор: "В южном помещении, полуразрушенном, лежит гроб с костями. В северной части ответвления последняя келья имеет значительные вывалы грунта, потолок кельи покрыт конденсатом. Из этой же кельи идет ход – вероятно, к ответвлению Меркурия, в конце заваленный грунтом". Что касается останков Меркурия, епископа Смоленского, убитого Батыем в 1347 году, то согласно акту "в восточной части на полу есть остатки гробов с костями. Стены и своды ходов покрыты вертикальными и горизонтальными трещинами, наблюдаются обрушения стен и сводов на площади около 40 процентов, пол, особенно в северной части, покрыт обломками и грунтом, который отвалился со склепов и стен".
По словам казначея Киево-Печерской лавры архимандрита Варсонофия, руководство лавры просит городские власти помочь – ослабить нагрузку на наши дренажные штольни, через которые стекает вода с Печерского района города Киева, поскольку водоотводный рукав можно пустить в другом направлении. Митрополит Киевский Владимир "лично спускался в штольни вместе со спасателями. Без резинового комбинезона там невозможно находиться, стремительный поток холодной воды сбивает с ног", рассказал архимандрит.
Хотя Киево-Печерский историко-культурный заповедник носит гордое звание национального, находится он на коммунальном балансе города. Однако у Киева на Лавру вечно не хватает средств.
В столичной мэрии корреспонденту "Новых Известий" заявили, что только на замену дренажной системы святыни требуется два миллиона гривен (около 400 тыс. долларов). Может быть, они бы и нашлись, но, видимо, киевским чиновникам не очень хочется тратиться на монахов и исторические Ближние пещеры, которые находятся в бесплатном и бессрочном пользовании Украинской православной церкви Московского Патриархата (УПЦ МП).
Именно монахов чиновники и обвиняют в разрушении Лавры из-за "беспощадной эксплуатации пещер". Мол, в советские времена здесь не было столько туристов, сколько сейчас. Тогда спуститься к святым мощам можно было один-два раза в неделю, а сегодня экскурсии идут непрерывным потоком. Кроме того, раньше было электрическое освещение, а в наши дни каждый турист покупает свечу. Свод пещер – из известняка. И от каждой свечи образуются так называемые раковины, что наносит непоправимый вред своду, утверждают киевские власти. А пока ищут, кто виноват, угроза катастрофы только сгущается над тысячелетней Лаврой.