Как сообщили РИА "Новости" в Службе коммуникации Московского Патриархата, сегодня Алексий II прокомментировал запланированный на 21 августа перенос греко-католической (униатской) кафедры в Киев, а также смену титула главы греко-католиков с "Верховный Архиепископ Львовский" на "Верховный Архиепископ Киево-Галицкий".
"Мы неоднократно высказывали нашу позицию по этому вопросу, она остается неизменной, и мы надеемся на взвешенный и разумный подход со стороны Римско-католической церкви", - заявил Алексий II.
По его словам, предстоящие изменения - "это, несомненно, недружественные шаги, которые внесут еще большее напряжение в отношения с Украинской греко-католической церковью и с Римским Престолом".
"Ни с исторической точки зрения, ни с точки зрения церковных правил и канонов эти действия не могут быть оправданы", - подчеркнул Патриарх. Он напомнил, что Киевская кафедра с первых лет своего существования была одной из церковных столиц Русской православной церкви - сначала как центр митрополии, затем как первенствующая кафедра среди украинских епархий.
"Судьбы православия и униатства на Западной Украине оказались тесно переплетены. После закрытия в 1946 году греко-католических приходов приверженцы унии стали духовно окормляться в храмах Русской православной церкви. В этом мы видели свидетельство того, что Русская церковь снисходительно относится к тем, кто обращается к ней за духовной помощью, даже не принадлежа к ней в собственном смысле", - отметил Алексий II. "Я прекрасно помню, как много выходцев с Западной Украины обучалось в мое время в ленинградских духовных школах. И после того как политическая ситуация изменилась, и греко-католики получили возможность открывать собственные храмы, мы рассчитывали, что наши отношения будут развиваться в том же русле - доброго и мирного сосуществования", - сказал Патриарх. "Вместо этого Греко-католическая церковь вернулась к практике XVI-XVII веков, когда уния насаждалась силой при поддержке антиправославно настроенных властей. Разумеется, такое развитие событий не могло не осложнить наши отношения как с греко-католиками непосредственно, так и с Римско-католической церковью", - заключил Алексий II.