В новой книге Бенедикт XVI касается вопроса, который начал проявляться за те два года, что он занимает папский престол: духовной слабости современной материалистической жизни, при которой люди считают, что могут обойтись без Бога.
Кроме того, Папа косвенным образом осудил художественное изображение Христа в таких произведениях, как "Код да Винчи", где приводятся рассуждения о том, будто Иисус был женат, имел детей и не воскресал из мертвых.
Книга также затрагивает вопросы, беспокоившие Бенедикта XVI еще в бытность его префектом Конгрегации доктрины веры, когда он пытался бороться с "либеральной теологией", которая понимает спасение как освобождение от несправедливости. Подобные взгляды популярны в Латинской Америке.
Понтифик подчеркивает, что данная книга, которую он начал писать в 2003 году, еще будучи кардиналом Йозефом Ратцингером, отражает его "личные поиски облика Господа" и никак не относится к официальной доктрине Римско-католической церкви. "Поэтому любой волен возразить мне", – пишет он.
Бенедикт XVI, активно занимавшийся теологией и до принятия папского сана, приводит обзор евангельских рассказов об общественном служении Иисуса и приходит к основному утверждению христианской веры: Иисус есть Бог.
"Что же в действительности принес Иисус, если он не принес мира, всеобщего благополучия и не сделал мир лучше? – задает вопрос Бенедикт XVI. – Ответ очень прост: Бога. Он принес Бога".
448-страничное издание должно поступить в книжные магазины на немецком, итальянском и польском языках в понедельник, в день 80-летия Папы. Англоязычное издание будет выпущено 15 мая. Запланирован перевод еще на 16 языков.
Это первый из двух запланированных томов. Итальянское издательство Rizzoli сообщило, что во втором томе будут затронуты темы рождения Христа, распятия и воскрешения.
Книга "Иисус из Назарета" касается ряда важнейших вопросов общественной жизни и служения Иисуса. Целая глава посвящена Нагорной проповеди, в которой Иисус обещал блаженство всем нищим, кротким и алчущим. Затем Бенедикт XVI говорит о том, как эта проповедь отражается в сегодняшнем мире.
"Пережив опыт тоталитарных режимов, ту жестокость, с которой они попирали людей, издевались над слабыми, порабощали и мучили их, мы по-новому понимаем алчущих и жаждущих правды", – пишет он.
"Столкнувшись со злоупотреблением экономической мощью, с таким злом, как капитализм, который принижает человека до уровня потребителя, мы начали более отчетливо видеть опасности богатства. Мы по-новому понимаем, что имел в виду Иисус, предостерегая нас от богатства".
Бенедикт XVI возвращается к этой теме в другой главе, посвященной библейской притче о добром самаритянине и о необходимости возлюбить ближнего. В ней Папа порицает богатых, "разграбивших" с помощью колониализма Африку и третий мир, как в материальном, так и в духовном плане.
Он критикует образ жизни богатых, говорит о "жертвах наркотиков, торговли людьми, сексуального туризма, людях, уничтоженных изнутри. Они пусты, несмотря на избыток материальных благ".
Богатые страны продолжают наносить вред третьему миру, предоставляя ему сугубо техническую помощь, говорит он в своей книге. "Эта помощь не принимала во внимание существующие религиозные, моральные и социальные явления, и техническое отношение попало в вакуум".
При этом в другой главе Бенедикт XVI резко критикует марксизм за то, что он не оставил в жизни места Богу.
"Когда Бога считают второстепенной силой, которую можно на время или навсегда оставить ради более важных вещей, этих важных вещей достичь не удается, – пишет он. – Неудачный исход марксистского опыта показывает это".
Но несмотря на то, что Бенедикт XVI восхищается учением Иисуса о социальной справедливости, было бы неправильно делать вывод, что он поддерживает отношение к Иисусу как к "социальному реформисту", каким его часто изображает "либеральная теология", заявил кардинал Кристоф Шенборн, архиепископ Венский и друг Папы.
Кардинал Шенборн во время презентации книги в Ватикане говорил о жестком отношении Бенедикта XVI к "либеральной теологии". Он заявил: "Бесчисленные причудливые изображения Иисуса в виде революционера, умеренного социального реформатора, мужа Марии Магдалины и так далее... можно спокойно убрать на кладбище истории".