"В результате встречи предстоятелей было принято решение о том, что впредь Всеправославные совещания будут проходить в формате, исключающем присутствие главы ЭАПЦ митрополита Стефана", - сообщил в интервью РИА "Новости" по итогам церковного саммита в Стамбуле один из его участников - секретарь по межправославным связям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Николай Балашов.
Всеправославное совещание (всего в мире насчитывается 15 поместных православных Церквей) было созвано по инициативе Патриарха Константинопольского (Вселенского)Варфоломея I с целью отметить таким образом 2000-летие апостола Павла, предположительно родившегося около 8 года нашей эры. Во встрече предстоятелей Церквей, принятии итогового документа, в совместном богослужении в храме Георгия Победоносца на Фанаре и других мероприятиях саммита принял участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
"Всякая встреча глав поместных православных Церквей является важным событием, даже в тех случаях, когда встреча не связана с принятием каких-либо конкретных решений", - сказал Балашов.
По его словам, в мире, раздираемом политическими, экономическими и иными противоречиями, которые иногда оказывают определенное влияние и на межцерковные отношения, для церквей жизненно важны усилия, направленные на утверждение и видимое проявление их единства. А единство это коренится в общей вере и традиции.
Собеседник агентства напомнил, что церковное единство было ключевой темой состоявшегося этим летом Архиерейского собора Русской православной церкви (РПЦ) и является приоритетом для ее предстоятеля.
Отвечая на вопрос об участии в стамбульской встрече главы ЭАПЦ Константинопольского Патриархата, учрежденной в 1996 году на канонической территории Московского Патриархата, Балашов констатировал, что между Москвой и Константинополем "существуют определенные разногласия".
"Некоторые из них составляли немалое затруднение и для участия РПЦ в прошедшем в Стамбуле церковном саммите", - добавил он. Прежде всего, речь идет о "параллельной Константинопольской церковной юрисдикции" в Эстонии.
"Как известно, Константинопольский Патриархат рассматривает эту немногочисленную организацию в качестве автономной поместной Церкви и считает, что ее представители должны принимать участие во всех общеправославных совещаниях и празднованиях. РПЦ и многие другие поместные православные Церкви такого статуса за ней не признают", - заявил представитель Московского Патриархата.
В свою очередь, Константинополь не признает канонического статуса Японской православной церкви, автокефальной Православной церкви в Америке и самоуправляемых церквей в составе Московского Патриархата: Украинской, Молдавской, Латвийской, Эстонской. Эксперты объясняют это тем, что Константинопольский Патриархат считает лишь себя вправе давать той или иной церкви статус независимой или самоуправляемой, соответственно под Константинопольским омофором.
Однако история православия, например, в Эстонии, по словам Балашова, "неопровержимо свидетельствует, что на протяжении веков православие в этой стране развивалось исключительно благодаря усилиям РПЦ, и принадлежность Эстонской церкви к юрисдикции Московского Патриархата никогда не оспаривалась".
"Лишь в 1923 году Константинопольский Патриарх Мелетий воспользовался трудным положением гонимой РПЦ и издал томос о включении Эстонской церкви в свою юрисдикцию. В 1940 году эстонское православие возвратилось в каноническое ведение РПЦ, а в 70-е годы Константинопольский Патриарх Димитрий и формальным образом отменил действие решения Патриарха Мелетия", - отметил собеседник агентства.
Разногласия по "эстонскому вопросу" привели к невозможности участия РПЦ в ряде межправославных мероприятий, где в одностороннем порядке навязывалось участие так называемой ЭАПЦ.
В результате переговоров Патриархов Алексия II и Варфоломея в июле в Киеве и председателя ОВЦС МП митрополита Кирилла 1 октября в Стамбуле была достигнута договоренность, что глава константинопольской церковной юрисдикции в Эстонии митрополит Стефан не будет принимать участие в качестве главы отдельной церкви во встрече предстоятелей и подписывать ее итоговый документ. "В отличие от подобной встречи предстоятелей, состоявшейся в 2000 году без участия РПЦ", - отметил Балашов.
Неожиданное для представителей Русской церкви присутствие митрополита Стефана на встрече в минувшие выходные на Фанаре заставило митрополита Кирилла выступить с особым заявлением на открытии саммита.
"Сознавая важность и своевременность этой братской встречи предстоятелей и представителей поместных православных Церквей, Русская православная церковь приняла решение участвовать в ней. И сегодня мы находимся здесь, несмотря на присутствие на данном собрании преосвященного митрополита Стефана из Эстонии, представляющего церковное образование, которое не признано всеправославно в качестве автономной Церкви", - заявил митрополит Кирилл.
Он подчеркнул, что участие РПЦ в этой встрече "не следует рассматривать как фактическое признание автономного статуса юрисдикции Константинопольского Патриархата в Эстонии", что на нее "не следует ссылаться в будущем как на прецедент".
"Мы пошли по пути крайней икономии, распространяемой только и исключительно на данную встречу, будучи движимы сознанием необходимости всеправославно отметить важный для христианского мира юбилей 2000-летия святого апостола Павла, а также стремясь поддержать инициативу Святейшего Патриарха Константинопольского, пожелавшего использовать этот юбилей для достижения лучшей координации всеправославных усилий перед лицом проблем современного мира", - пояснил митрополит Кирилл.
Многие делегации, по словам Балашова, весьма положительно оценили позицию Московского Патриархата, отметив, что представленное в ней сочетание "канонической принципиальности" и готовности к шагам навстречу ради сохранения православного единства является добрым примером и для других поместных православных Церквей.
В итоге в послание глав церквей миру был включен пункт о том, что на последующие Всеправославные совещания, уже в 2009 году, "будут приглашены все автокефальные Церкви, согласно с порядком и практикой, существовавшими до Всеправославных совещаний на Родосе". Это и означает невозможность присутствия на подобных саммитах в будущем главы ЭАПЦ.
Из особенностей состоявшегося совещания Балашов выделил также участие в нем глав сразу трех самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата: Украинской, Молдавской и Эстонской.
В ходе бесед Патриархов Алексия II и Варфоломея обсуждались вопросы пастырского попечения о российских соотечественниках, проживающих в Турции, где процент русских очень велик. Только в одной Анталии их зарегистрировано более 15 тысяч, а православных храмов там нет. Как сообщалось ранее, храм на территории так называемого летнего посольства России на берегу Босфора восстанавливается. Работы уже подходят к завершению.
Одним из важнейших итогов стамбульской встречи представитель Московского Патриархата считает одобрение главами поместных православных церквей мира миротворческой позиции РПЦ в грузино-югоосетинском конфликте.
"Приветствуем позицию Русской и Грузинской Церквей во время недавнего конфликта и их братское сотрудничество. <...> Надеемся, что взаимные усилия церквей будут содействовать преодолению трагических последствий военных действий и скорейшему примирению народов", - говорится в итоговом документе Всеправославного совещания.
В кулуарах, по словам Балашова, состоялось "плодотворное общение" делегации РПЦ с архиереями Грузинской церкви: обсуждались дальнейшие действия по укреплению сотрудничества и дружбы между двумя церквами.
РПЦ внесла большой вклад в подготовку итогового послания предстоятелей, благодаря чему в нем отражены многие ее предложения. Они отталкиваются от "Основ социальной концепции РПЦ" и касаются проблем вытеснения религии из сферы общественной жизни, сохранения окружающей среды, указания на духовно-нравственные причины происходящего в мире экономического кризиса.
Совещания глав православных Церквей мира проводятся по инициативе Вселенского Патриарха Варфоломея с 1992 года с целью координации позиций и действий поместных православных церквей по актуальным вопросам современности и демонстрации единства Вселенского православия. Подобные встречи проходили в 1992 году в Стамбуле, в 1995 году на острове Патмос, в 1998 году в Софии, в 2000 году в Иерусалиме, Стамбуле и Никее Вифинской (современный город Изник), в 2005 году в Стамбуле.
В РПЦ напоминают, что не признают каноничность церковной структуры Константинопольского Патриархата в Эстонии. Вселенский Патриарх пригласил главу Украинской православной церкви Московского Патриархата в Константинополь.