В Росимуществе подтвердили, что 4 февраля в ведомство поступило обращение от патриарха о передаче в собственность Русской православной церкви комплекса Андроникова монастыря. 15 февраля ведомство направило ему ответ о принятии темы в работу, и об организации мероприятий, предусмотренных законом о реституции. Росимущество запросило позиции Минкультуры и музея имени Рублева, а также госархивы, которые должны подтвердить соответствие объектов критериям передачи. Управлению Росимущества в Москве поручили провести внеплановую проверку музейного комплекса.
В письме на имя главы Росимущества Вадима Яковенко патриарх Кирилл ссылается на закон 2010 года "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности" (закон о реституции). Этот закон позволяет РПЦ претендовать практически на все религиозные объекты, которые находятся в государственной собственности, в том числе те, которые являются памятниками архитектуры и музеями федерального значения. В 2016 году музей уже передал в пользование РПЦ церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях XVII века на основании требования Росимущества.
Теперь же патриарх просит передать РПЦ для использования согласно ее уставу объекты по адресу: Андроньевская площадь, д. 10, и 11 строений на его территории. Здания относятся к объектам культурного наследия федерального значения "Ансамбль Андроникова монастыря". Ансамбль включает в себя сохранившиеся части стен и башен XVII-XVIII веков, здание бывшего духовного училища 1810-1814 годов, настоятельные палаты 1670 года, Спасский собор начала XV века, братский корпус XVII века, одностопную трапезную палату 1504-1506 годов, Церковь Михаила Архангела 1691 года и усыпальницу бояр Лопухиных. Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева находится в бывшей трапезной. Все эти здания, как утверждают в патриархии, принадлежали Андроникову монастырю.
Директор музея Михаил Миндлин заявил, что уже отправил ответ в Росимущество, где выступает против передачи всего комплекса монастыря церкви. "Это невозможно, потому что тогда музей надо будет выкинуть на улицу", - заявил он, подчеркнув, что музей готов к сотрудничеству с РПЦ.В частности, музей готов отдать в распоряжение церкви Спасский собор и бывшее здание администрации, где располагается приход, а также братский корпус.
"Мы делаем одно дело, представляем древнерусскую церковную культуру широким кругам населения, в значительной степени выполняем таким образом для Церкви миссионерскую миссию", - отметил Миндлин.Он также заявил ТАСС, что представители церковного сообщества периодически принимают участие в проектах музея, а сам музей оказывает содействие церковному сообществу во временном предоставлении предметов искусства. "Поэтому мы не очень понимаем, зачем это нужно", - подчеркнул директор, заявив, что сохранение музея для церкви важнее, чем его изгнание из стен бывшего Спасо-Андроникова монастыря.
Согласно базе СПАРК, в 2016 году музей заключил контракты на 17 млн руб. на разработку проекта реставрации и "приспособления для современного использования" зданий монастыря, в 2017 году потратил 15 млн руб. на проектную документацию для работ по сохранению части стен и башен монастыря. В 2018 году более 25 млн руб. было выделено музеем на работы по сохранению ворот, стен и башен комплекса и 20 млн руб. - на проект второго этапа реставрации. Согласно информации на сайте музея, в 2016-2017 годах была разработана концепция его развития, в которой "определены новые направления деятельности, необходимые для популяризации национального русского наследия".
Близкий к РПЦ общественник, председатель движения за возрождение Спасо-Андроникова монастыря Сергей Карнаухов называет идею отдать территорию монастыря РПЦ его спасением как объекта культурного наследия мирового уровня. Он утверждает, что планы дирекции музея окончательно уничтожат первозданный вид самого древнего московского монастыря.
Карнаухов пояснил, что трехэтажная усыпальница-собор по-прежнему используется для концертов и выставок, из нее не убраны туалеты, на территории работает ресторан, а у стены монастыря - пятиэтажный тир с банями и фитнес-клубом. А после передачи монастыря РПЦ музей сможет продолжить свою работу на прежнем месте. Сам Миндлин уверяет, что никакого ресторана и концертного зала на территории музея создавать не планируется.
В 2016 году СМИ сообщали, что в ходе строительства тира экскаваторы разрыли культурный слой вместе с человеческими костями, фрагментами гробов, надгробных плит, камней от фамильных склепов. А археолог, который обязан сопровождать строительные работы такого рода, пытался выдать человеческие останки за свиные. Между тем таинственные владельцы стройки утверждали, что кладбища на месте проводимых работ никогда не было.
Другие эксперты отмечают, что в случае со Спасо-Андрониковым монастырем сторонам вполне возможно договориться о разграничении функции и сохранении непосредственно музейной экспозиции. А президент Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова уверена, что менять статус Андроникова монастыря не нужно. "Во многих странах мира церковные ценности переходили во владение музеев, в этом ничего оскорбительного и обидного нет для Церкви. Наоборот - это прекрасно, люди приходят и знакомятся [c ценностями]. Музей - это одна из площадок для знакомства людей в том числе со священной историей", - резюмировала Антонова.
Музею "припомнили" недавний пожар, уничтоживший копии фресок
Русская православная церковь не видит почвы для конфликта в вопросе передачи ей зданий Спасо-Андроникова монастыря, заявил ТАСС руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков.
"Речь идет о длительном диалоге, в том числе и с государством, в отношении передачи имущества религиозного назначения, в том числе и зданий Спасо-Андроникова монастыря. Здесь мы не видим какой-то проблемы или почвы для конфликта, совершенно точно все будет в рамках закона, который предписывает передавать имущество религиозного назначения религиозной организации. Соответствующее письмо патриарха имеет все необходимые для этого обоснования", - сказал Волков.
Он отметил, что в планах церкви обустройство на базе монастыря кластера сотрудничества церкви и музейного сообщества. "Разумеется, церковь понимает то колоссальное культурное и общенародное значение, которое представляет Андроников монастырь, и не менее чем другие заинтересована в его бережном сохранении и развитии. Насколько я понимаю, если все будет складываться благополучно, то здесь в монастыре будет развиваться целый кластер церковно-музейного взаимодействия, и сохранность всего музейного комплекса будет соединяться с церковной жизнью внутри этой обители", - рассказал он.
Пресс-секретарь патриарха добавил, что недавний пожар на использовавшемся музеем имени Андрея Рублева складе подчеркивает необходимость общей заботы о сохранности его коллекции. "Обстоятельства этого дела должны быть еще прояснены, но я думаю, что у нас, у всех сторон должно быть общее понимание о необходимости заботы о всех тех артефактах, которые хранятся либо в музейных запасниках, либо в открытой экспозиции. И вопросы сохранности, конечно, имеют сейчас особое значение", подытожил он.
О пожаре также рассказала в пятницу заместитель директора музея по развитию Светлана Липатова. А ранее о нем сообщал телеграм-канал "112". По его данным, при пожаре сгорело 62 копии фресок Грека и копия алтаря храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в натуральную величину.
"Действительно, 10 марта на Магистральной улице произошел пожар", - подтвердила Липатова. Однако, по ее словам, по этому адресу находился "склад с полиграфической продукцией - это каталоги выставок музея". Там же находились копии фресок Дионисия и Феофана Грека, выполненные в XX веке.
"Они не входят в состав государственного музейного фонда, это предметы, находящиеся в составе научно-вспомогательного фонда музея, который отличается по правилам хранения и другим особенностям от того, что называют основным фондом музея", - подчеркнула Светлана Липатова.
Вместе с тем, представитель музея затруднилась сказать, в каком состоянии находятся работы. "Наши сотрудники сразу выехали на место ЧП, но их не допустили туда ни в день происшествия, ни в течение недели. Пока у нас нет никакой информации об их состоянии, но надеемся, что в ближайшее время сотрудники будут допущены на место пожара, поскольку только сегодня мы получили разрешение, чтобы осмотреть место происшествия", - пояснила Липатова.
По словам директора департамента музеев Минкультуры РФ Владислава Кононова, предметы основного музейного фонда, требующие особых условий хранения и охраны, не могли находиться в подобном помещении. "Никаких предметов музейного фонда там (на загоревшемся складе. - Прим. ТАСС) не было, это невозможно. У предметов музейного фонда особый режим хранения и охраны", - отметил он. Директор музея Михаил Миндлин сообщил ТАСС, что предметы из Государственного музейного фонда не пострадали.
Площадь пожара составила 2 тыс. кв. метров. Произошло частичное обрушение крыши на площади более 1 тыс. кв. метров,. Возгоранию был присвоен второй ранг сложности из пяти возможных.
В тушении пожара был задействован вертолет Ка-52 Московского авиационного центра.
Андроников монастырь основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий, назван по имени первого игумена - Андроника, ученика Сергия Радонежского.
В настоящее время монастырь не действует, однако в нем регулярно проводятся богослужения. Здания ансамбля Андроникова монастыря относятся к объектам культурного наследия федерального значения.