Более того, как отмечает Фаликов, они находят в ней немало хорошего. К примеру, один из таких новых атеистов – британец Сандерсон Джоунс - вспоминает, как ему пришла в голову идея создать Церковь без бога. Как-то он вместе с друзьями и соседями распевал рождественские гимны, занятие по сей день очень популярное в Великобритании, а потом подумал: "Во всем этом так много того, что я люблю, но мне стыдно, потому что в основе лежит то, во что я не верю. Если вы задумаетесь о Церкви, в ней очень мало плохого. Там поют прекрасные песни, ведут интересные разговоры о том, как стать лучше и помочь другим людям. И все это делается в обществе замечательных людей. Скажите, что же в этом плохого?"
Действительно, плохого ничего нет, и если убрать всего лишь один элемент, а именно - веру в Бога, которой все равно уже не осталось, то все и вовсе пойдет на лад. Этими мыслями Джоунс и поделился с коллегой по ремеслу (они оба успешно подвизаются в шоу-бизнесе) Пиппой Эванс. Вскоре они созвали в Лондоне первую Воскресную ассамблею, лозунгом которой стало "Живи лучше, помогай больше, изумляйся чаще".
Успех предприятия превзошел все ожидания. Популярный "York-Hall" в Восточном Лондоне, вмещающий более тысячи человек, оказался переполнен. По всему городу начали возникать группы поддержки. И создатели, как и положено успешным миссионерам, решили развить успех, проведя мировой тур по странам Европы, Австралии и США. Причем их стратегия сильно отличалась от стратегии воинственных предшественников. "От других атеистических организаций нас отделяет то, что мы зовем к себе и верующих и неверующих. Мы не зациклены на том, что бога нет, а напоминаем, что жизнь у нас одна и надо прожить ее, как следует. Нам совсем не интересно обращать людей в атеизм", - заявляет Джоунс.
Именно эта черта нового движения, как полагает автор статьи, и принесла ему успех. Дело в том, что сейчас во всем западном мире растет число тех, кто отказывается от организованной религии.
Американская исследовательская организация Pew Research Center в прошлом году провела репрезентативный опрос и выяснила, что таких в масштабах страны уже не менее 20%. Это явление настолько заинтересовало американских социологов, что они нашли ему новое название - nones, то есть "никто", и занялись пристальным его изучением. Выяснилось, что "никто" придерживаются самых разных взглядов, некоторые из них атеисты, другие агностики (то есть колеблющиеся), а третьи и вовсе верующие, но совсем не в того Бога, каким он предстает со страниц Библии.
Общее у всех этих разных людей одно - они не являются членами религиозных организаций и не хотят ими становиться. Религия их не интересует, но духовные поиски - отчего же нет? Более того, многие совсем не против заниматься ими сообща. Но при этом не выяснять, кто во что верит, поскольку это разъединяет. Именно этим не устраивают их организованные религии, адепты которых готовы спорить, кто прав, вплоть до рукоприкладства. Гораздо интереснее то, что объединяет. И тут начинание Джоунса и Эванс пришлось как нельзя кстати.
Объединяет этих людей возможность совместного самоусовершенствования и помощи ближним, то есть этическая и социальная стороны религии. Иные же ее компоненты уходят в тень. Серьезнейшую роль играет при этом культурная оболочка религии, которая настолько срослась с культурой в целом, что отрывать ее вовсе ни к чему. Собственно, с этого и началась история Воскресных ассамблей.
Особый успех поджидал Воскресные ассамблеи в США. И это неслучайно. Америка несмотря ни на что продолжает считать себя самой религиозной страной Запада. И ее общественное мнение до сих пор относится к людям неверующим подозрительно. По последним опросам, лишь 45% американцев допускают, что атеист может быть избран президентом США (для сравнения, на 10% больше согласных с тем, что он может быть гомосексуалистом). С другой стороны, ряды тех, кого социологи прозвали "никто", продолжают расти, и они не желают оставаться "никем", то есть требуют общественного признания. Для этого им требуется доказать, что они вовсе не плохие люди и ничуть не меньше своих верующих сограждан стремятся к высоким идеалам и проявляют заботу о ближних. "Новый новый атеизм" с его упором на социальные и моральные ценности для них отличный способ заявить о себе как о добропорядочных американцах.
В европейских странах, где секуляризация зашла гораздо дальше, успех воскресных ассамблей и тому подобных начинаний может оказаться меньше. Британским атеистам, скажем, не нужно лезть из кожи вон, чтобы завоевать себе место под солнцем. Но, как показывает опыт лондонских встреч в "York-Hall", они тоже не прочь совместно превозносить радость жизни.
Поджидает ли новую волну атеизма успех в России? - задается вопросом Борис Фаликов. С одной стороны, Россия уже пережила десятилетия советского социализма, который по своей идеологии вполне может быть назван "атеистической Церковью". Казалось бы, сходный исторический опыт имеется, тем более что в последнее время ностальгия по нему растет. Но есть одно серьезное отличие. Советская "Церковь атеизма" настаивала на своей уникальности и преследовала традиционных верующих. Сейчас ситуация круто изменилась, и теперь уже традиционная Церковь отвоевывает назад господствующее положение в обществе, опираясь на поддержку государства. Число противников клерикализации быстро растет, и настроение у них самое боевое. И новый атеизм с его безразличным дружелюбием к религии вряд ли в ближайшее время завоюет их сердца. Ближе им окажутся небезызвестные Ричард Докинс и Кристофер Хитченс - авторы книг - "Бог как иллюзия" и "Бог невелик. Как религия отравляет все", ставших мировыми бестселлерами и переведенных на множество языков, включая русский. Страх перед воинственным фундаментализмом, особенно в его радикальных исламских формах, подтолкнул к этим атеистам самую широкую публику.