Полное название торжества - "Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". Слово "сретение" означает "встреча". А поводом для установления праздника послужило евангельское предание о праведном старце Симеоне, жившем при Иерусалимском храме.
Работая над переводом Священного писания с еврейского языка на греческий, Симеон усомнился в словах из Книги пророка Исайи о том, что Спаситель родится от Девы, и хотел исправить текст. Тогда ему явился ангел и сообщил, что Симеон не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнения пророчества.
На 40-й день после рождения младенца Иисуса Дева Мария и праведный Иосиф принесли его в Иерусалимский храм, чтобы по ветхозаветному обычаю совершить благодарственную жертву Богу за рождение первенца. Симеон, которому к тому времени исполнилось уже 360 лет, духовно узрел в младенце Спасителя и произнес: "Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля" (Евангелие от Луки, глава 2, стихи 29-32).
Предчувствуя борьбу, которая разгорится вокруг имени Иисусова среди людей, старец добавил: "Вот лежит Он на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий", а затем, обращаясь к Марии, сказал: "И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Евангелие от Луки, глава 2, стихи 34-35). К Младенцу подошла и пророчица Анна, которая тоже восславила Иисуса и "говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Евангелие от Луки, глава 2, стихи 36-38).
В традиции Восточной Церкви этот праздник считается в некоторой степени и богородичным, поскольку в нем воспоминается предсказание о страданиях, ожидавших Божию Матерь на пути Ее служения Сыну.
Богословы толкуют Сретение - встречу младенца Христа с Симеоном - как встречу Ветхого и Нового заветов, встречу данного еврейскому народу Закона Божия и высшего закона божественной любви, принесенного в мир Иисусом Христом.
По народным приметам, Сретение является границей между зимой и весной. И если день выдавался солнечным, ждали оттепели, а если облачным - морозов.
Сретение и День православной молодежи
К празднику Сретения приурочен и ставший уже традиционным День православной молодежи.
В 1953 году состоялась первая генеральная ассамблея Всемирного православного молодежного движения "Синдесмос", в 1992 году на его 14-й ассамблее главы поместных православных Церквей мира утвердили 15 февраля как День православной молодежи. В России этот праздник отмечается с 2002 года по благословению патриарха Алексия II.
Отдел Московского патриархата по делам молодежи открывает к празднику конкурс миссионерских проектов среди подрастающего поколения и проводит Сретенский бал.
Подать заявку на участие в конкурсе миссионерских проектов среди молодежи может любой желающий. "Прежде всего, ожидаем проектов от приходских молодежных объединений. Победители получат материальную поддержку своих проектов (до 50 тысяч рублей) от движения "Георгиевцы". Первые результаты будут подведены на ежегодном форуме "Вера и дело", в апреле-мае", - сообщил РИА "Новости" руководитель организационно-методического управления синодального отдела по делам молодежи, завкафедры Российского православного университета, сопредседатель движения "Георгиевцы" Вадим Квятковский.
По его словам, на оргсобрании на этой неделе были заявлены уже 17 идей, например интернет-проекты, миссионерские молодежные поездки в отдаленные епархии.
В рамках реализации программы "Вера и дело" во многих епархиях РПЦ пройдет молодежный Сретенский бал. В Москве бал, организованный синодальным отделом по делам молодежи и православным молодежным движением "Георгиевцы", состоится в гостинице "Метрополь" 24 февраля. В программе - творческие номера, подготовленные православными и волонтерскими молодежными объединениями, классические и народные танцы, игры и конкурсы.
Патриарх Кирилл на прошедшем 2-5 февраля в Москве архиерейском соборе подчеркнул важность воцерковления подрастающего поколения и привлечения молодежи к участию в церковных проектах.
"Достойным основанием для объединения молодежи может стать развитие на уровне благочиний и приходов молодежного добровольческого движения, имеющего своей целью помощь пожилым прихожанам, многодетным семьям, инвалидам. Научившись помогать тем, кто рядом, молодые люди приближаются ко Христу. В этой работе вполне уместно учитывать опыт волонтерской деятельности общественных организаций и развивать с ними сотрудничество", - сказал патриарх.