Излишки власти лишают Церковь популярности
Архив NEWSru.com
Священноначалие Русской православной церкви смело вторгается в жизнь российского общества. Однако вместо мира, который Церковь должна сеять среди людей, она порой подхлестывает протестные настроения. Как отмечает автор сегодняшней публикации в "Независимой газете", это раздражение в обществе может обернуться, в конечном счете, против государства. Народ намерен спрашивать с Церкви за все ее ошибки так же, как спрашивает за ошибки политической власти.

Газета напоминает о панихиде по погибшим в недавних терактах в московском метро, совершенной накануне Патриархом Кириллом на станции "Лубянка". Жест, прямо скажем, сильный, говорится в статье.

Гораздо скромнее событие освещалось бы в прессе, если бы Патриарх, как заведено, совершил поминальное богослужение только в храме. Другое дело, что в церкви доступ открыт для верующих. В метро Патриарху пришлось служить на пустом перроне лишь в присутствии охраны, ближайшего окружения, а также специально приглашенных лиц. На 12 минут было остановлено движение поездов на Сокольнической линии. По информации новостных агентств, людей высаживали из вагонов. У многих, естественно, мелькнула мысль: снова случилась трагедия! Москвичи привыкли, что перекрывают улицы в центре Москвы, когда по ним проносится патриарший лимузин. Но в подземке такого еще не бывало.

Со стилем патриаршей езды 16 апреля предстоит познакомиться жителям Екатеринбурга. В этот день начинается пастырский визит главы РПЦ в Екатеринбургскую епархию. Посещение Патриархом одной из епархий – дело в общем-то не из ряда вон выходящее, но на этот раз оно вызвало пристальный интерес журналистов и общественности. Задолго до назначенной даты вокруг патриаршего визита разгорелся скандал. Виной тому – активность архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия (Мораря), который готовит Патриарху поистине царский прием.

В местной прессе еще прошлой осенью появились сообщения, что архиепископ Викентий обратился к екатеринбургским предпринимателям с просьбой жертвовать деньги на мероприятия, связанные с приездом главы РПЦ. Кроме того, Екатеринбургская епархия затеяла масштабные строительные работы. Завершается строительство патриаршей резиденции, духовно-просветительского центра и православной гимназии. К визиту главы РПЦ приурочена закладка шести храмов и часовен, возведение которых оценивается в 2–3 млрд. руб. Самое масштабное архитектурное начинание, задуманное архиепископом Викентием, – восстановление Екатерининского горного собора на площади Труда в центре Екатеринбурга. Эти замыслы вызвали резкое неприятие горожан. Планы Екатеринбургской епархии стали причиной митинга протеста, прошедшего 10 апреля, в котором приняли участие несколько тысяч человек. Протестующие напомнили епархиальному начальству и заодно областной администрации, что площадь Труда – не пустующая стройплощадка, а место гуляния горожан, где разбит сквер и стоит фонтан в честь уральского сказочника Бажова.

Пока в Екатеринбурге бушевали страсти, Патриарх Кирилл находился в далеком Египте, совершая визит в Александрийский патриархат. Воодушевленный перспективами развития православных общин в Африке, предстоятель Русской церкви сделал в Каире заявление, очевидно, вызванное скорее приятными впечатлениями от теплого приема со стороны братского патриархата, чем событиями в Екатеринбурге. "Тысячи храмов сейчас строятся в России, и это делают люди. Это делается не по приказу. Инициатива идет снизу, потому что у людей реально большая религиозная потребность", – сказал Патриарх Кирилл.

Между тем, задумав построить на месте сквера и фонтана храм, екатеринбургский архиепископ, кажется, не посчитал нужным поинтересоваться религиозными потребностями горожан. Показалось достаточным, что проект одобрил губернатор Свердловской области Александр Мишарин. Однако административный ресурс оказался беспомощным перед возможностями интернет-форумов, сообщения на которых собрали тысячи горожан на митинг протеста. Своим тесным "соработничеством" с областной администрацией и пристрастием к византийской пышности епархии удалось вызвать массовый протест, подобный которому ранее могла спровоцировать лишь какая-нибудь непопулярная экономическая реформа власти. Не помог даже моральный багаж страданий Церкви в советские годы, напоминания о том, что Екатерининский храм был взорван большевиками в 1930 году.

Люди больше не готовы оглядываться назад, они живут сегодняшним днем, где наблюдают Церковь не страдающую, а торжествующую, властвующую. На екатеринбургские протесты местная епархия откликнулась не признанием своих ошибок, а объявила митингующих врагами православия, веры, Бога, наконец. Ранее архиепископ грозил противникам строительства проклятием "до седьмого колена".

Так что порой, настраивая против себя людей, Церковь, по крайней мере, если говорить о Екатеринбурге, демонстрирует себя плохим союзником властей.