К юбилею автономии новую синагогу отстроили не только в самом Биробиджане, но и в краевом центре - Хабаровске. Как сообщает издание "Газета", это несколько скрасило общее положение с наличием мест богослужения, где могут собираться представители еврейской общины, живущие на Дальнем Востоке.
Между тем, как посетовал Газете Берл Лазар, назвать это положение благополучным нельзя и после этого. Только на прошлой неделе сгорела синагога в Иркутске, а в старинном здании владивостокской синагоги до сих пор расположен кондитерский магазин, хотя все документы о собственности на нее представителям местной еврейской общины уже переданы.
"Евреи живут везде, хочется иногда приехать в глушь, где никого нет, идешь по улице и первое, что слышишь - шалом!" - шутит Лазар, за 15 лет исколесивший все медвежьи углы страны, отмечает корреспондент Газеты.
Новая хабаровская синагога выстроена на месте старой, среди жилых домов в центре города. "И ты здесь! И ты - из наших!" - раздаются радостные причитания в толпе горожан, пришедших посмотреть, как Главный раввин будет прибивать к косяку двери мезузу - футляр со свитком Торы. "Люди перестали стесняться того, что они евреи - и одно это уже хорошо, - говорит раввин Лазар. - Многие забыли, что значит быть евреем, что значит помогать друг другу, люди всю жизнь были соседями, но стеснялись спросить, а не еврей ли ты? Мы рады каждому, здесь найдется место и тем, кто молится, и тем, кто придет сюда заниматься в компьютерном классе или в тренажерном зале, кто будет учить язык или танцевать".
На церемонию открытия биробиджанской синагоги собрались и чиновники из местной администрации, и врачи, и учителя, и ветераны, и целая толпа учеников местной еврейской школы, в этом году оставшейся, кстати, без помещения. Название столицы Еврейской автономной области (ЕАО) происходит от имен двух речек - Бира и Биджан. Сюда, в старинный казачий край, в 1929 году евреи приехали строить свою первую автономию, каковой статус она приобрела пять лет спустя. Для своих стариков первые поселенцы построили деревянную синагогу - факт удивительный, если учесть, что по всей стране в это время разворачивалась кампания воинствующего безбожия.
"Конечно, нам, детям, все это было неинтересно, мы и не заглядывали никогда в синагогу, не згали, что там делали старики. Мы строили светлое будущее - вот этой киркой и лопатой", - вспоминал директор местного культурного центра на приуроченной к юбилею автономии выставке. - "Здесь ссыльных не было - евреи ехали с энтузиазмом, с воодушевлением, в болота и леса. Гнус, комары, мороз лютый - все нипочем. Конечно, Светловы и Эренбурги оставались в Москве, а сюда ехала голытьба и беднота". Сейчас Биробиджан - зеленый, ухоженный город, в котором, как говорят местные жители, "все перемешались". "Ну, у меня точно половина родственников - евреи", - радостно сообщает румяная продавщица местного магазина. - Вот, вернулись из Израиля, многие молодые возвращаются". За последний год из земли обетованной сюда приехали около 600 человек, для Биробиджана это - много. На улице звучит идиш и иврит. И хотя, по официальной статистике, евреев в автономии не больше 4% населения, это все равно больше, чем в целом по стране. "Будет у нас синагога, будет школа - евреи потянутся", говорят здесь.
Люди плачут, обнимаются, когда их приглашают осмотреть молитвенный зал. Возле памятника Шолом-Алейхему гости толпятся вперемежку с местными жителями. Имя этого писателя здесь на слуху. "Каждый поселенец привез его книжку в своем чемодане", - завершает Газета словами местного старожила свой репортаж из Биробиджана.