Взаимные обвинения Равиля Гайнутдина и Талгата Таджуддина в связях с иностранными "ваххабитскими организациями" звучали не раз. И заявление Таджуддина можно считать очередным опосредованным выпадом против конкурента. Но надо заметить, что после захвата заложников в Москве обвинения в симпатиях к ваххабизму имеют чисто политический характер. Впрочем, политический характер имеет и само затянувшееся соперничество двух мусульманских лидеров России. Суть конфликта сводится к борьбе за единоличную власть в российском исламе. И фигура победителя, ставшего главным муфтием страны, не имеющей сегодня реального централизованного управления, по политическому весу будет сравнима с фигурой православного Патриарха, отмечает "НГ".
Федеральная власть пока никак не реагирует на новый скандал. В отделе по работе с общественными организациями и СМИ Уральского федерального округа "НГ" заявили, что они не располагают данными о проведении в округе летних "ваххабитских" лагерей. Но не секрет, что прочность позиций и Таджуддина и Гайнутдина зависит от выбора Кремля. Пока власть не решается поддержать ту или иную сторону в российском исламе или найти третьего муфтия, который стал бы общепризнанным лидером мусульманской общины России. В такой ситуации, с учетом событий последних недель, обвинение в связях с ваххабитами звучит более чем зловеще.
Правда, до сих пор подобные обвинения к серьезным последствиям не приводили. В свое время Таджуддин обвинялся руководством Совета муфтиев в связях с бен Ладеном, а Гайнутдин был обвинен в пособничестве проникновению в российский ислам идей ваххабизма и религиозного экстремизма, в частности, через связь с радикальными исламскими организациями. На этот раз в подтверждение своих слов Таджуддин прислал в редакцию "НГ" документ Духовного управления мусульман азиатской части России, рассказывающий о летних семинарах, и от дальнейших комментариев отказался. Из документа следует, что такие семинары действительно проводятся. Последний проходил в г. Первоуральске Свердловской области с 27 июня по 7 июля 2002 г., а его участники занимались "культурно-оздоровительными мероприятиями, изучением Корана, тафсира (толкование священной книги мусульман), исламской идеологии, мусульманского права".
Безусловно, сами по себе связи с Саудовской Аравией, где ваххабитская идеология является официальной, криминалом считать нельзя. Однако наличие идей экстремистского характера в российском исламе является достаточно очевидным. Но если в центре России властям еще удается сдерживать эти настроения, то регионы оказываются бессильны перед подобного рода проявлениями религиозного экстремизма, заключает "НГ".