Законодатель, философ, ученый и врач рабби Моше бен Маймон (1138-1204) считается величайшим иудейским мыслителем "постталмудической эпохи", а самый обширный его труд "Мишне Тора" ("Повторение учения") - "важнейшим произведением еврейской традиции". В нем Рамбам обобщает и систематизирует талмудическую традицию и в доступной форме излагает всю совокупность еврейского религиозного законодательства - Галахи.
От других подобных книг труд Рамбама отличает изложение основных догматов иудаизма. "Ни до, ни после Рамбама эту тему в галахические сборники не включали", - сказал Яковлев.
Еврейский закон, пояснил он, по определению, занимается тем, "что судья видит своими глазами", то есть поступками. Убеждения же, взгляды и воззрения не могут, строго говоря, быть предметом регламентации религиозного права.
Рамбам, однако, полагает, что Тора и заповеди способствуют воспитанию и духовному развитию человека, в том числе формированию правильных представлений о мире и Боге, а без рационально обоснованных убеждений не может быть полноценного соблюдения заповедей, то есть правильных поступков.
В книгу "Знание", открывающую кодекс "Мишне Тора", входят "Фундаментальные законы Торы", "Законы о чертах характера", "Законы об изучении Торы", "Законы об идолопоклонстве" и "Законы раскаяния". Они впервые полностью публикуются на русском языке, в точном современном переводе и с подробными комментариями.
Издание подготовил международный коллектив специалистов в области иудаики.
Книга опубликована издательством "Лехаим" в серии "Библиотека еврейских текстов" при поддержке ФЕОР и предпринимателей.