Под понятием "дружеский круг" организаторы форума имеют в виду "некий цивилизационный механизм, характерный для России в силу ее ментальных, государственных, духовных особенностей". По словам председателя оргкомитета конференции Юлии Балакшиной подобные "круги", начиная с XIX века, "были значительной созидательной силой в обществе".
Сегодня же, уверена она, дружеские круги могут восполнить в российском обществе дефицит дружелюбия и доверия, помочь ему преодолеть отчуждение и приобрести качества, необходимые для нормальных человеческих отношений и созидания устойчивых гражданских институтов.
В конференции приняли участие историки, социологи, философы и богословы - более 200 человек из России, Италии, Швеции, Польши, Румынии, Латвии и других стран. Многие из них не только занимаются изучением темы, но и сами входят в подобные "дружеские" сообщества.
На форуме прозвучали доклады о дружеских кругах пушкинской эпохи, Серебряного века, а также советского времени. Можно было услышать характеристики таких сообществ, как славянофилы, западники, декабристы, "круги" Чуковского, Шаховских, братства и общины Николая Неплюева. Говорилось об общинах священников Алексея и Сергия Мечевых, представителях петербургского православного духовенства, выступающих за церковное обновление, а также о культурных и научных кругах Петербурга и Москвы.
Особое внимание было уделено рассмотрению явлению нынешнего дня - "дружбе" в социальных сетях.
В выступлениях участников были поставлены вопросы о месте и значении "дружеских кругов" в современной церковной и общественной жизни, о том, являются ли они в современном обществе компенсаторным явлением или нормой, выяснялось, как соотносятся неформальные дружеские сообщества и порождаемые ими институции.
По словам руководителя отдела социокультурных исследований "Левада-Центра" Алексея Левинсона, социология "мало что имеет сказать о дружбе". "Способность к дружбе - одно из главных условий социальности. Для социологии человек, не способный к вхождению в человеческие сообщества, не виден, она его не знает. Или это какой-то маугли, который изучается как специальный патологический случай. Получается такой парадокс: социология не может ничего толком сказать о дружбе, потому что она начинает с того, что человек - это тот, кто обязательно мог бы быть другом или им является", - сказал Левинсон.
Представитель "Левада-Центра" также заметил, что сегодня "мы живем в обществе, где торжествует не столько дружба, сколько нездоровые изводы того, что социологически похоже на нее, но ей не является".
По мнению поэта Ольги Седаковой, говоря о дружеском круге, нужно "прежде всего иметь в виду его расположение в области свободы и в связи с культурой и образованием". Дружеский круг, убеждена она, - "это лучшая, если не единственная среда, в которой рождается новое: в искусстве, в мысли, в науке, в истории. Это общение, не крадущее свободы".
Одна из самых сильных тенденций современного общества - это погружение понятия дружбы в виртуальное пространство, в котором качество отношений измеряется "статусом", а дружба фактически означает не общение, а взаимное отслеживание (following).
"Фейсбук сам напоминает о дне рождения френда. Простые аспекты межличностного общения, которые составляют основу дружеских отношений, начинают обесцениваться", - считает доцент кафедры истории и теории культуры отделения социокультурных исследований РГГУ Виктория Мерзлякова. Она рассказала, как переопределяется и какие новые функции обретает понятие дружбы в сетевой коммуникации.
О потенциале конференции, связанном с проблематикой различения подлинного и неподлинного в человеческих взаимоотношениях, говорил ректор СФИ священник Георгий Кочетков.
"В заданной теме я вижу большие перспективы. Это связано не только с тем, что дружеские круги могут быть обществу полезны, создавать какие-то институты. Они самоценны, они касаются глубин человеческого духа и могут порождать такие формы взаимоотношений между людьми как общины и братства, которые ориентированы не на эффективность или взаимную выгоду, а на ценность самого человека и качество общения", - сказал он.
По его мнению, существование таких кругов принципиально важно и в общественном, и в церковном контексте "в современную обезличенную эпоху, когда люди не могут сказать, кто есть кто в церкви и обществе и боятся разного рода неформальных сообществ, особенно в церкви".
На конференции выступили председатель наблюдательного совета Института гуманитарно-политических исследований Владимир Аверчев, руководитель Центра генеалогии Российской национальной библиотеки Игорь Сахаров, директор музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Нина Попова, председатель правления международного общества "Мемориал" Арсений Рогинский, предводитель Российского дворянского собрания Олег Щербачев, президент Ассоциации христиан трудящихся Италии (AСLI) провинции Милана Паоло Петракка, заместитель декана философского факультета МГУ Алексей Козырев, доцент исторического факультета МГУ Андрей Левандовский, президент фонда "Предание" Владимир Берхин, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Людмила Давыдова, руководитель учебно-научного Центра антиковедения Института восточных культур и античности Российского государстсвенного гуманитарного университета РГГУ Нина Брагинская и многие другие.
Форум продолжил серию ежегодных конференций ("Равнина русская. Опыт духовного сопротивления", "Люди свободного действия. Неожиданные пути возрождения человека и общества"), посвященных вопросам преодоления антропологической катастрофы в России, созиданию общественной солидарности и церковной соборности.