Размышляя о том, способны ли религиозные деятели внести свой вклад в преодоление конфликтов на межнациональной арене, издание приводит мысли, высказанные виднейшими деятелями Русской церкви.
По словам главы синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, "миротворческая деятельность религиозных общин является естественным элементом их служения". Так священник прокомментировал учреждение Комиссии.
Патриарх Кирилл, в свою очередь, высказался накануне в отношении западной модели мультикультурализма, заключающейся в том, что вера становится только личным делом, а в общественной сфере все граждане живут по единым гражданским правилам. Такую модель РПЦ, по словам Патриарха, не приемлет. "В стакан сливают различные компоненты, чтобы сделать коктейль, но встряхнуть не получается. Компоненты есть, а коктейля нет. Может, не надо было сливать?" - риторически восклицает глава Русской церкви.
Приводя эти цитаты, "Неззависимая газета" задается вопросом, эффективна ли вообще модель межнационального общежития, когда этнические и религиозные группы ведут друг с другом диалог по каждому конфликтному вопросу, отвергая принятые в мире принципы толерантности.
За примерами далеко ходить не надо. Как считает газета, Русская и Грузинская церкви ни на миллиметр не приблизили наши страны к примирению. Общеизвестны трения РПЦ с православными Церквами, где священноначалие и клир составляют греки, из уст которых звучат обвинения в том, что русское православие привнесло в христианский мир "дух расизма", полагает издание.
Видные представители РПЦ иногда придают большое значение этнической принадлежности православных верующих.
Известно и такое мнение: сокращение коренного населения России необратимо, и главная задача сегодня – задуматься, как передать православную культуру другим народам, которые через какое-то время будут составлять большинство на российских землях. Эти идеи озвучил в одном из интервью председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Эти мысли он слышал, по его словам, "от вполне серьезных, любящих свою Родину, верующих людей".
Между тем среди представителей РПЦ бытуют и другие мнения. Например, застреленный священник Даниил Сысоев придерживался, как и его последователи, идеи обращения в православие нехристианских народов России. Как отмечает газета, при декларируемом интернационализме религиозные представления столь радикальны, что способны только накалять атмосферу нетерпимости, а не разряжать ее.
Еще в большей мере это относится к тому течению в исламе, которое провозглашает полное единство народов в рамках своего вероучения. Ныне это главные враги нашего общества и государства. Имя им – ваххабиты, пишет "НГ".
В противоположность влиянию "чистого ислама" власти поощряют развитие мусульманских традиций, укорененных в национальных обычаях народов России. Но культивирование традиционного ислама приводит к тому, что общины российских мусульман делятся на татарские, башкирские, северокавказские. Межнациональные трения внутри российской уммы – факт, отмечают авторы публикации.
Религии в современном мире скорее маркируют национальную и даже этническую идентичность, чем апеллируют к общечеловеческим ценностям, отталкиваясь от индивидуального духовного поиска. Сама религиозная идентичность сегодня во многом формируется на основе простых антагонистических представлений: для мусульман это "сионистский враг", для ультраправославных маргиналов – "жидомасоны" и католики, для евреев – исламисты.
Доверить людям, которые мыслят средневековыми категориями и захвачены религиозными эмоциями, важное дело гражданского согласия – значит вернуться во вчерашний день, отмечает издание.
Россия – часть современного мира, подтверждением чего служит Конституция, в соответствии с которой граждане имеют равные права независимо от вероисповедания. Этот принцип основан на итогах исторического опыта цивилизации. Только государство может обеспечить жизнь граждан в соответствии с Основным законом.