Накануне в Москве состоялось экстренное заседание Священного Синода Русской православной церкви, основным вопросом которого были именно проблемы, связанные с этим православным форумом. Синод в своем определении допустил возможность отказа от участия РПЦ в Соборе
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси/ Фото: свящ. Игорь Палкин
Православные эксперты продолжают делиться мнениями по поводу ситуации, сложившейся вокруг Всеправославного Собора, который через несколько дней должен открыться на греческом острове Крит.

Накануне в Москве состоялось экстренное заседание Священного Синода Русской православной церкви, основным вопросом которого были именно проблемы, связанные с этим православным форумом. Синод в своем определении допустил возможность отказа от участия РПЦ в Соборе. В документе говорится о необходимости "...поддержать предложения Антиохийской, Грузинской, Сербской и Болгарской православных Церквей о переносе проведения Всеправославного Собора на время, которое надлежит в дальнейшем установить по итогам общеправославного обсуждения и при непременном условии согласия предстоятелей всех общепризнанных поместных автокефальных православных Церквей".

Синод постановил также "незамедлительно направить соответствующее предложение Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею и всем предстоятелям поместных православных Церквей", и "в случае, если и это предложение Святейшей Константинопольской Церковью не будет принято, а Собор на Крите, несмотря на отсутствие согласия ряда поместных православных Церквей, все же будет созван, - с глубоким сожалением признать невозможным участие в нем делегации Русской православной церкви".

Организаторы Всеправославного собора в ответ на решение Синода РПЦ заявили, что оно не повлияет на проведение форума.

"Но у нас есть решение Русской православной церкви, принятое 28 января, которое было принято в согласии с главами всех 14 поместных православных церквей, что Святой и Великий собор соберется на Крите. У нас есть такое решение, которое приглашает всех участвовать в Соборе. И сейчас мы ждем, что прибудут все предстоятели, как и было согласовано всеми 14 церквами, и 17 июня состоится синаксис глав церквей", - заявил член организационного комитета Всеправославного собора, священник Американской архиепископии Константинопольского патриархата Александрос Карлуцос, отвечающий за координацию встреч на православном форуме.

Подготовку Всеправославного Собора должна взять на себя РПЦ

Между тем после решения, принятого Синодом, прозвучало мнение, что организацию Всеправославного собора вместо Константинополя должна взять на себя Русская православная церковь. С таким предложением выступил религиовед Роман Силантьев.

"Собор такого типа должна проводить РПЦ. Константинополь себя дискредитировал, он мог бы пойти на уступки, тем более уступки не носили какого-то глобального характера, претензии Болгарской и остальных церквей не имели неразрешимого характера", - приводит ТАСС слова эксперта.

Однако, по его мнению, срыв Всеправославного собора не повод для раскола. "Расколы вызывают другие проблемы, но, в принципе, то, что произошло, повод для дискредитации Константинополя. То есть он не мог нормально организовать мероприятие, не было глобальных проблем, но такая диктатура, такое давление не вызвало радости у остальных церквей. Константинополь по факту неспособен быть лидером консолидации, то есть следующим лидером консолидации должна быть Москва", - подчеркнул эксперт.

Если же Собор все же состоится, однако без всех участников, это будет "некое собеседование с нулевыми юридическими последствиями", считает Силантьев. "Для тех, кто примет участие в этом собеседовании, они (последствия) будут иметь силу, но главная идея была ведь в том, чтобы создать орган, решения которого имеют силу для всех. Очевидно, что этого не получится", - заключил религиовед.

Мнения

Как известно, формат Всеправославного Собора стал ставиться под сомнение после отказа ряда поместных Церквей участвовать в нем. Фактически за одну-две недели до открытия Собора, которое должно состояться 17 июня, последовали сообщения об отказе от участия. Первой об этом заявила Болгарская церковь, затем - Антиохийская (Сирия), Сербская и Грузинская. В Московском патриархате сразу подчеркнули, что при отсутствии хотя бы одной из 14 поместных церквей Собор теряет статус всеправославного, а его решения не являются обязательными для отсутствовавших.

По поводу реальных причин этих отказов эксперты высказывают разные мнения. На православном портале Rublev.com была организована специальная площадка, посвященная Собору, и отдельный раздел для обмена мнениями экспертов о ситуации вокруг Собора.

"Призыв к Всеправославному единству"

В этом разделе, в частности, опубликован "Призыв к Всеправославному единству". Так названо "Открытое письмо международной группы православных богословов из Греции, США, Великобритании, Болгарии, Канады и других стран мира, к которому может присоединиться каждый.

"Мы, нижеподписавшиеся, международная группа православных богословов, обращаемся с этим письмом к епископату Православной Церкви, всем православным христианам по всему миру, а также ко всем людям доброй воли. Мы пишем с чувством глубокой озабоченности о нашей Церкви, единство которой делает новую жизнь во Христе зримой для всего человечества. Мы молимся о том, чтобы предстоящий Собор, столь ожидаемый и так долго готовившийся, принес плоды Духа, и в первую очередь - Всеправославное единство. Поэтому мы поддерживаем решение православных епископов, публично объявленное на Всеправославном совещании в январе 2016 года, собраться вместе на Святой и Великий Собор на острове Крит в середине июня 2016 года", - пишут подписавшиеся.

Главный редактор "Православной энциклопедии" Сергей Кравец: "История дает православным Церквам и народам шанс

Руководитель и главный редактор церковно-научного центра "Православная энциклопедия" Сергей Кравец, говоря о предстоящем соборе, отмечает, что "история дает православным Церквам и народам шанс и явно показывает насущную необходимость движения к реальному и устойчивому единству - не от случая к случаю - как в радости (2000-летие Рождества Христова), так и в горе (поддержка Антиохийской Церкви в сирийской трагедии), - а в ежедневной "обычной" жизни".

"Критическое ослабление роли базовых христианских ценностей (прежде всего в вопросах семьи и брака, соотношения прав и свобод личности и общественного порядка) и вообще влияния Церкви в обществе, рост религиозного экстремизма и т.д., привели к осознанию неотложной нужды в выработке общей активной позиции", - подчеркивает далее он.

"Собор - не "венец" этого процесса, а только его начало, и притом, крайне сложное и таящее много очевидных опасностей", - отмечает Сергей Кравец.

Однако эти опасности, пишет он далее, "не отменяют необходимости проведения Собора как первой за многие столетия попытки выработать согласованную позицию по части наиболее насущных вопросов". "Собор - начало пути, и я жду от него не столько решений (процесс усвоения внутри поместных Церквей даже принятых решений будет долгим и, вероятно, сложным), сколько нахождения правильных норм выработки таких решений (как тут не вспомнить важнейшую инициативу РПЦ по предварительной публикации материалов собора). Этот собор должен явно показать саму возможность и эффективность совместной работы. Иначе, в случае неудачи, национальные, государственные и культурные различия православных народов и стран могут стать определяющими на многие годы вперед", - заключает эксперт.

Протодиакон Андрей Кураев: "В чем причина не-Собора?"

Протодиакон Андрей Кураев в полемической заметке "В чем причина не-Собора?" отвечает на поставленный им самим вопрос следующим образом: "В лени и отсутствии честности. Геополитика и чьи-то интриги тут не при чем". "Просто всему "мировому православию" не хватает интеллектуальной честности, честной рефлексии о себе самом. Высоко-елейные штампованные слова заполняют то пространство в черепе, которое призвано думать, а не заполняться византийской позолоченной ватой. Слишком много было и есть ритуальных лжесвидетельств о себе самих, о величии и святости своего статуса и служения и о неизменной верности Древним Истокам", - пишет священнослужитель.

"Публикация проектов соборных решений в январе 2016 года показала, что серьезных решений не будет. А раз так, то для Церквей стали очевидны две вещи:

1. Раз от серьезных дискуссий ушли, то давайте поговорим о мелочах: о регламенте, бюджете и расстановке кресел (мотив отказа Болгарской Церкви);

2. Так стоит ли из-за недорешений обострять дискуссии с фундаменталистами внутри каждой из Церквей и давать повод для критики патриархов?

В нынешнем виде такое нерешительное и нерешающее собрание нужно лишь Вселенскому Патриарху. И, пожалуй, грекам, живущим с фантомной болью о Византийской Империи", - отмечает далее Кураев.

Если на Собор не приедут славяне (русские, украинцы, болгары, сербы), грузины и арабы (Антиохийский патриархат), то в нем останутся лишь ромеи: греки и румыны (они тоже именуют себя римлянами). Ничего страшного: это как раз будет близко к границам Византии. Греческое национальное чувство будет вполне удовлетворено: варвары, мол, опять показали свое варварство и неумение ценить наше культурное и духовное эллинство. Зачем решения, если есть демонстрация? Есть фото наглядного торжества великой идеи всеэллинского единства. Селфи удалось на славу. Расходимся", - заявляет протодиакон.

Далее он цитирует слова проекта одного из документов Собора: "Наша... задача - явить единство Церкви по вопросам, волнующим православный мир. Всеправославный Собор должен стать местом, где Дух Святой являет Свое присутствие в церковном единомыслии, где невозможно тираническое подчинение меньшинства воле большинства..." "Патриарх Кирилл там же", - в скобках отмечает Кураев и добавляет: "Не явили. Не явил".

"В итоге Собор, который замышлялся как пиар-картинка "Торжество Православия", стал срамнейшей демонстрацией нашей наготы: ни единства, ни богословского содержания, ни мужества видеть проблемы, признавать их и решать. Это не вопрос дипломатии и публицистики", - заключает протодиакон.

Священник Георгий Кочетков: новые пути воплощения соборности пройдут через живые отношения между людьми

Сайт Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) опубликовал размышления о Соборе ректора СФИ священника Георгия Кочеткова, подчеркнувшего, что "эпоха вселенских соборов закончилась" и поэтому нужно искать новые пути воплощения соборности, "в том числе и снизу - через живые отношения между людьми".

По словам Георгия Кочеткова, "все колоссальные трудности, связанные с созывом и формой проведения, принятием решений этого собора, связаны не просто с дезинтеграцией церковной жизни, а с тем, что снова надо менять само понятие соборности Церкви".

Он напомнил, что "до Первого Вселенского собора "соборность, кафоличность Церкви воспринималась прежде всего как собранность Церкви изнутри, как единая жизнь в духе, как "единство духа в союзе мира" (Послание апостола Павла к ефесянам, глава 4, стих 3). "Начиная с Первого Вселенского собора акцент ставится иначе, соборность была как бы дополнена новым смыслом - консилиарностью, и выражение соборности стали видеть во Вселенских соборах. Однако после окончания Константиновской эпохи, связанной с симфонией Церкви и государства, соборность уже не может определяться через консилиарность", - уверен ректор СФИ.

"Надо возвращаться к тому понятию соборности, которое было в Церкви до Первого Вселенского собора, и тогда будут возможны и соборы, и настоящее единство, которого на сегодняшний день нет", - убежден Георгий Кочетков.

Он выразил уверенность в том, что продолжать эпоху вселенских соборов не нужно: "их нет и не будет". "И даже если соберется через неделю Всеправославный собор, вселенским он не будет. Традиционно считается, что их было семь, и за это можно поблагодарить Бога. История вселенских соборов была сложная, неоднозначная, трудная, но в целом все-таки чрезвычайно важная для всей церкви, для всех ее чад. Но эта эпоха действительно закончилась, и нужно искать, как выражать нашу соборность, как ее воплощать", - подчеркнул ректор СФИ.

По его мнению, "нужно начинать, безусловно, с соборности местной, снизу, такой, которая бы рождалась от живых отношений единства и любви между верными - верными Христу и Церкви и друг другу людьми". "Когда соборность будет вырастать снизу, из почвы, от живых соков благодати, тогда эта соборность обновится и раскроется по-новому, обретет силу и снова поможет людям преодолевать все искушения и соблазны разделения, индивидуализации, национализации от слова "национализм", когда люди любят только своих, только людей своей нации, только людей своего народа и больше никого", - сказал священник. 

"Очень важно возрождать церковную соборность, потому что без этой соборности нет кафоличности, а без кафоличности нет самой Церкви. Нет того, что принес Христос нам как дар, как дар жизни совместной, как дар жизни нового Народа Божьего… А сейчас есть огромный соблазн в человечестве отторгать этот Божий дар, его "преодолевать", показывая пальцем на недостатки или грехи отдельных христиан или христианских структур, делать неправомерный вывод о том, что все христианство ничего не улучшает в этом мире, ничего не способно больше дать - если и давало, то больше не способно дать всему человечеству. Это совершеннейшая неправда, это клевета на благодать Божью, на Самого Бога и хула на Церковь", - подчеркнул ректор СФИ.

"Но чтобы можно было это доказать, нам нужно измениться, нам нужно заново понять и увидеть тайну Церкви, раскрыть ее в себе и через себя. Поэтому мы говорим, что христиане должны жить в общении и служении, христиане должны стремиться - хотя бы стремиться - создавать общины, братства и другие формы единения, какие-то духовные движения, которые улавливали бы волю Божью лучше любой неповоротливой и слишком связанной с внешними обстоятельствами церковной структуры", - подчеркнул Георгий Кочетков.