"Для характеристики положения на Северном Кавказе, особенно в Дагестане, важно отметить, что опасность не только в том, что несколько сотен молодых людей начали вооруженную борьбу, совершают нападения на представителей власти, террористические акты против мирного населения", - пишет Примаков в своей новой книге "Мысли вслух". Отрывки из нее были накануне опубликованы в "Российской газете", сообщает портал "Интерфакс-Религия".
Главная опасность, с точки зрения Примакова состоит в том, что "против них не настроена большая часть местного населения, а многие втайне им сочувствуют", и без перелома в таких настроениях "тщетными будут попытки полностью подавить исламистов-экстремистов".
Кроме того, автор указал на "низкий авторитет духовных управлений" на Северном Кавказе, как и на то, что, если того или иного духовного лидера подозревают в тесных связях с центральными структурами, "он теряет свое влияние на население".
Он призвал учитывать, что если происходившее в течение двух столетий включение Кавказа в российское государство осуществлялось в условиях упадка мирового ислама, то сегодня "было бы ошибкой абстрагироваться от влияния взрывного подъема мирового ислама на положение на Северном Кавказе".
При этом, по словам Примакова, подъем исламизма на Северном Кавказе обладает рядом особенностей. Так, среди мусульман Западной Европы, например, распространяются главным образом требования к "титульной нации" признать их права на исключительность - в одежде для женщин, в образе жизни - то есть без нарушения существующих конституций.
"А у нас, на Северном Кавказе, остроту приобрела вооруженная борьба "боевиков", ставящих своей целью исламизацию существующих государственных структур", - пишет он.
Как считает Примаков, уход в лес преобладающего большинства молодых людей не вызван "поголовно столь распространенной версией - местью за погибших близких родственников" и повальной безработицей.
"Нельзя сбрасывать со счета, что под влияние экстремистских исламских проповедников многих из них подталкивает возрастающее нежелание мириться с охватившей местную властную структуру коррупцией, распространившимся вглубь и вширь беззаконием - все это на Северном Кавказе выражено гораздо в более контрастных тонах, чем на других территориях России", - заявил он.
Примаков считает, что в сложившихся условиях "атеистическая пропаганда против ислама как религии полностью противопоказана"; контрпродуктивно также вести линию "на противодействие обычаям, в частности, традиционной одежде мусульманок".
"Модернизация сама во многом внесет изменения в отдельные проявления быта местных жителей. Вместе с тем необходима политическая борьба против интерпретации ислама как идеологии воинствующего экстремизма. Здесь широкое поле деятельности для исламских проповедников", - говорится в книге.
Автор полагает, что при назначении или рекомендации к выборам местных руководителей следовало бы делать ставку на тех, кто готов "не уклоняться от профессионального разговора с верующими мусульманами, может не просто найти общий язык с исламскими проповедниками, но и не намерен полностью перекладывать политическую деятельность на их плечи".