Власти Марокко запретили распространение на территории страны номера французского журнала "Sciences et avenir" ("Науки и будущее") с изображением пророка Мухаммеда
Global Look Press
Власти Марокко запретили распространение на территории страны номера французского журнала "Sciences et avenir" ("Науки и будущее") с изображением пророка Мухаммеда. Как пишет сегодня информационный портал "Le360", соответствующее решение принял министр связи, официальный представитель правительства Марокко Мустафа аль-Хальфи.

Причиной запрета стала опубликованная в журнале статья под названием "Бог и наука", сопровождавшаяся миниатюрами XVI века с изображением пророка Мухаммеда. "Не может быть и речи о том, чтобы разрешить распространение издания, где изображается Бог или его пророки", - отметил аль-Хальфи в интервью порталу, добавив, что "публикации, способные задеть чувства и веру марокканцев, не будут разрешены в стране", сообщает ТАСС.

Министр заверил, что он не имеет ничего против анализа, приведенного в журнале. "Проблемой являются изображения, которые посягают на пророка", - заключил он.

В редакции журнала, отмечает "Le360", решение марокканских властей встретили с "изумлением и печалью".

Хотя считается, что ислам вообще запрещает любые изображения людей, не говоря уже о портретах пророка, однако это не совсем верно. Несколько лет назад истории этого вопроса были посвящены публикации в ряде СМИ.

Ислам действительно запрещает изображать людей или животных, так же, как и иудаизм. Однако, как и в еврейской традиции, данный запрет соблюдался далеко не всегда, в том числе и в отношении пророка Мухаммеда.

Известны изображения пророка, сделанные в XIV веке. Следует отметить, что большинство рисунков, на которых изображается Мухаммед, появлялись в странах, находящихся на периферии мусульманской цивилизации, где ислам вобрал в себя многие местные традиции, не уничтожив их, например, в Средней Азии.

Существовал также канон, предписывающий изображать пророка Мухаммеда, а также других почитаемых фигур, с закрытыми лицами. Такие рисунки делались, к примеру, в Османской империи и Сафавидском Иране.

Карикатуры на пророка также появились не в ХХI веке. Изображения, высмеивающие Мухаммеда, рисовались в христианской Европе уже в эпоху Ренессанса, например, до наших дней дошла гравюра на дереве из Германии "Жена бранит пьяного Мухаммеда", сделанная в 1481 году.

Прекрасноликий Мухаммед

Согласно исламским верованиям, Бог абсолютно трансцендентен. Его сущность остается непостигаемой. Она превосходит любое воображение, любое сравнение. Ее нельзя ни изобразить, ни определить. Однако Бог проявляет себя через свои атрибуты. Благодаря им можно составить представление о Его эманации и убедиться в Его существовании. Так же обстоит дело и в иудаизме. Не только в Библии, но и в Коране говорится о Моисее, который захотел увидеть Бога, но увидел громы и молнии на горе Синай. Однако, согласно традиции, пророк Мухаммед встречался с Богом во время Мираджа - восхождения на седьмое небо. Бог явился ему в одном из своих многочисленных качеств, джемаль, что означает "прекрасный ликом". С тех пор в турецкой - и не только - народной традиции Мухаммеду приписывается это качество, джемаль, и это имя очень широко распространено в мусульманском мире.

Ислам запрещает изображение, это факт. Тем не менее в исламском мире оно не было полностью исключено из религиозной сферы. За исключением ваххабизма, изображение пророка встречается постоянно, в частности в турецкой традиции. "Сийер-и Неби", описывающая жизнь Мухаммеда по арабским источникам - это иллюстрированная книга, рукопись которой относится к XIV веку. Мухаммед изображен в ней с лицом, покрытым белым или зеленым покрывалом. Но в книге "Мирадж-наме", также написанной в XIV столетии и хранящейся в музее Топкапы в Стамбуле, пророк изображен с открытым лицом. Это красивый бородатый мужчина в белом тюрбане, одетый в прекрасный голубой кафтан, напоминающий плащ Богородицы, столь любимый художниками эпохи Ренессанса. Он сидит на плечах архангела Джебраила, который возносит его на небеса, писала французская газета Liberation (полный текст на сайте InoPressa).

Автор публикации во французской газете писал, что во время поездок по Анатолии ему часто приходилось видеть портреты Али - зятя пророка и четвертого халифа - на стенах домов алавитов. Эта многочисленная община (около 10 миллионов человек), близкая к шиитам и почитающая Али гораздо больше, чем Мухаммеда, практикует терпимый ислам и в силу своей открытости является прочной опорой светского режима в Турции.

Поэтому, по мнению автора, в скандале вокруг карикатур на Мухаммеда все дело не в его изображении, но в той манере, в которой оно было сделано. С точки зрения верующих и религиозных авторитетов, имело место богохульство. А за богохульство поплатились жизнью многие художники и мыслители в истории ислама, в том числе Халладж аль-Мансур, казненный за слова "Ана-ль-Хакк" ("Я - Истинный"), то есть за приписывание себе одного из атрибутов Аллаха, и Несими - великий суфийский поэт XIV века, с которого содрали кожу за поношение в адрес мулл города Алеппо. В демократической стране богохульство не может рассматриваться как правонарушение. Мы живем не при теократическом режиме, и свобода слова является непременным условием художественного творчества.