Некоторые из глав провинций Англиканской церкви заранее объявили, что не хотят даже сидеть за одним столом с единственной женщиной в их компании. Это Кэтрин Джеффертс-Шори, которая в прошлом году стала председательствующим епископом американской ветви англиканства. Ее считают поборницей равноправия гомосексуалистов, и эту репутацию она подтвердила накануне своей поездки в Африку, заявив, что не уйдет в отставку и будет отстаивать однополые браки даже перед лицом раскола англиканства. По ее мнению, таков ее "крестный путь". Не менее сотни приходов в США думают по-другому. Они уже покинули американскую Епископальную церковь и просят теперь создать для них другую церковную организацию, где им не навязывали бы геев и лесбиянок в качестве духовных руководителей.
Однако сама К. Джеффертс-Шори считает, что пора покончить с лицемерием. По ее словам, которые приводит английская газета The Guardian, "гомосексуальные епископы и священники были на протяжении тысячелетий". Единственное, что изменилось в последнее время, – это "готовность открыто обсуждать такие темы", принимая во внимание различные "интерпретации Священного Писания".
Традиционалисты, к которым принадлежит подавляющее большинство англиканских епископов "черного континента", со своей стороны намерены дать бой тому, что они считают издержками чрезмерного либерализма в западном понимании христианства. Впрочем, и в цитадели победившего либерализма у них есть союзники. Так, епископ Питтсбургский Роберт Данкан возглавляет ассоциацию англикан-традиционалистов в США, и архиепископ Питер Акинола из Нигерии предлагает, чтобы на открывающейся встрече этой группе были предоставлены права полной независимости от руководства Епископальной церкви, возглавляемой К. Джеффертс-Шори.
Р. Данкан тоже прибыл в Дар-эс-Салам. Он намерен сражаться и заявил журналистам из Christian Science Monitor, что "это действительно очень важная битва за души. Речь идет о том, будет ли христианство стоять на том, на чем стояло всегда, или пойдет в другом направлении". Епископ допускает, что сегодня его единомышленники "составляют меньшинство в западных церквах", но напоминает, что "в истории наша сторона всегда преобладала". По его мнению, епископалы перестали прислушиваться к авторитету Писания, которое "ясно говорит, с какой целью Бог создал мужчину и женщину".
В интервью той же газете другой американский епископ Кристофер Эптинг, глава экуменического и межрелигиозного офиса Епископальной церкви, утверждает: "Хотя проблемы гомосексуальности заботят наших экуменических партнеров, никто не прервал диалога с нами". Епископ страдает забывчивостью или просто говорит неправду. Русская православная церковь сделала именно это – прекратила всякий диалог, всякие официальные отношения с епископалами. Еще в 2003 году, как только они рукоположили во епископа Нью-Хемпширского Джина Робинсона. В ходе торжественной церемонии "партнер" епископа, не скрывающего своей гомосексуальной ориентации, подносил ему новенькую митру.
По всей вероятности, Западу придется прислушаться к голосу "черных церквей". Ведь центр тяжести мирового христианства явно сместился к югу. Здесь, и только здесь у англиканства наблюдается быстрый рост членства в церквах, в то время как на Западе посещаемость храмов быстро снижается. В одной лишь Нигерии сегодня живут 15 из 77 млн англикан, которые насчитываются во всем мире.
Сообщают, что чернокожие архиепископы уже оборудовали свой альтернативный штаб в одной из гостиниц Дар-эс-Салама. Здесь они будут проводить сепаратные совещания для согласования общей линии. И сюда не будет входа уроженцу Африки архиепископу Йоркскому Джону Сентаму, выступающему за пересмотр отношений с гомосексуалистами, которого Р. Уильямс привез на встречу без предварительного согласования, намереваясь сделать второго человека в Англиканской церкви своим посредником в диалоге с примасами-традиционалистами.
Те в свою очередь уже заявили, что если их протест против извращения библейских норм не будет услышан, на будущую Ламбетскую конференцию, которая назначена на 2008 год, их можно не ждать. Проведут сами, где-нибудь в Африке.