Несколько физических и юридических лиц требуют, чтобы Екатеринбургская и Верхотурская епархия Русской православной церкви погасила долги за оказанные услуги и поставленную продукцию в 2007-2008 годах. Общая сумма задолженности составляет более 20 млн рублей.
Накануне на имя предстоятеля РПЦ кредиторы епархии отправили письмо, в котором просят предстоятеля РПЦ вмешаться в ситуацию. Один из пострадавших – компания "Эдем-Екатеринбург" – готовит иск в Арбитражный суд Свердловской области с требованием погасить долги и готова инициировать банкротство епархии, сообщает уральский портал НЭП'08.
Как стало известно "НЭП", вчера на имя Патриарха было направлено коллективное письмо (имеется в распоряжении редакции), в котором ряд кредиторов (юридические и физические лица) просят главу РПЦ о содействии и погашении задолженности Екатеринбургской епархией. В письме говорится, что в течение 2007-2008 гг. епархия привлекала денежные средства в виде займов и краткосрочных кредитов на общую сумму в 23,6 млн рублей (по данным на 4 сентября 2009 года). "Архиепископ Викентий признает существующую задолженность, однако до настоящего момента работа по ее погашению не проводится", – говорится в письме.
Всего в списке лиц, предъявляющих требования к епархии, 31 кредитор. Из них 12 – юридические лица, в основном производители ювелирных изделий - с суммой требований на 16 млн 600 тыс. рублей (в т.ч. "Адамант" (Москва), Ювелирный дом "Инталия", компания "Золотой прииск", "Ювелиры Урала" и т.д.). Еще 19 кредиторов – физические лица, заявляющие о задолженности епархии на сумму 7 млн рублей
Как сообщил "НЭП" директор компании ООО "Эдем-Екатеринбург" (занимается оптовой торговлей ювелирными изделиями) Анатолий Грошев, сейчас он готовит иск в Арбитражный суд Свердловской области с требованием погасить просроченную задолженность по договорам поставки ювелирных изделий (приобретались для распространения в приходах епархии). По словам Грошева, компания не может добиться оплаты крупной поставки ювелирных изделий в апреле 2008 года на сумму порядка 870 тыс. рублей.
"Я очень долго вел переговоры с коммерческим отделом епархии для того, чтобы получить деньги за поставленную продукцию, но, если честно, устал. Поэтому я решил обратиться в суд. В епархии мне говорят, что у них нет денег. Пусть тогда суд признает их банкротом и погасит долги в рамках конкурсной процедуры", – говорит г-н Грошев.
Анатолий Грошев рассказал "НЭП", что год назад он получил гарантийное письмо от главы епархии архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, в котором епархия обещала погасить задолженность в срок до 31 декабря 2009 года. Однако обязательства до сих пор не выполнены.
Задолженность епархии перед торговым домом "Адамант" за поставку партии ювелирных изделий в октябре 2006 года составила 2 млн 514 тыс. рублей. Как рассказала "НЭП" заместитель генерального директора "Адамант" Светлана Болдова, первоначально епархия осуществила несколько траншей, внося в оплату по договору купли-продажи по 100 тыс. рублей. В августе 2007 года перевод денег был прекращен, и епархия предложила оформить возврат продукции. При этом, как отмечает г-жа Болдова, выяснилось, что продукции "Адаманта" у епархии уже нет.
"Куда она делась – нам непонятно. А для возврата нам предлагали продукцию таганрогского завода. В неофициальных беседах представители епархии даже говорили, что помощником архиепископа Викентия Александром Алексеевым (договаривался о поставках в епархию, – прим. "НЭП") наши изделия были заложены в ломбард. Мы до сих пор пытаемся решить все мирным путем, не прибегая к судебным искам", – говорит Болдова.
Она отмечает, что из всех религиозных объединений, с которыми работает ювелирный дом, Екатеринбургская епархия стала единственным заказчиком, нанесшим такой ущерб. И теперь с церквями Урала "Адамант" будет работать только по предоплате.
История, которую рассказал "НЭП" еще один кредитор епархии – бывший редактор православной радиостанции "Воскресение" Виктор Дунаев, – просто повергает в шок.
"Три года назад помощник архиепископа Викентия Александр Алексеев сказал мне, что епархия хочет взять кредит в банке на развитие, и попросил меня заложить под этот кредит мою квартиру. Я согласился. Они взяли кредит, но денег оказалось мало. Тогда Алексеев попросил меня взять кредит уже на мое имя. Я взял 2 млн рублей в "Промсвязьбанке". Мне их дали потому, что Алексеев без моего ведома в документах указал, что я в месяц получаю по 200 тысяч рублей. Обязательства выплачивать кредиты взял на себя архиепископ, но за все время епархия оплатила лишь мизерную сумму порядка пары сотен тысяч рублей, – рассказывает Виктор Дунаев. – Потом в 2009 году меня уволили с радиоканала "Воскресение", который я же и создал. Трудовую книжку мне испортили, и теперь я даже не могу встать на учет по безработице. Летом 2011 года мне надо погасить кредиты. Но денег у меня нет, боюсь, что случится страшное".
В Екатеринбургской епархии от комментариев по поводу задолженности отказались. Как "НЭП" сообщили в пресс-службе, общаться с журналистами пресс-секретарь епархии Борис Косинский будет только после визита на Урал Патриарха Кирилла, который запланирован на 16 апреля 2010 года.
Напомним, что взаимоотношения архиепископа Викентия с местным бизнесом еще год назад представлялись в ином свете. В апреле прошлого года православный архиерей заявил, что к нему стали обращаться уральские предприниматели с просьбой о содействии в делах.
"Ко мне пришли два предпринимателя, которые собирались подписать договор на большую сумму, но они боялись поставить последнюю подпись, опасались, что кто-то кого-то обманет, и просили меня стать их гарантом. Если мы дошли до такой степени недоверия, что говорить о нашей экономике!" Архиепископ посетовал тогда, что "мы потеряли многие добродетели".
"Мы страдаем сейчас от отсутствия честности, добросовестности и совестливости. Эти порывы нашего сердца мы закрыли стремлением к непомерному обогащению без особого труда", - отметил архиепископ Викентий, добавив, что отсутствие честности сегодня мешает вести бизнес.
Правда, с другой стороны, главе Екатеринбургской епархии иногда адресовались упреки в стремлении к роскоши. Два года назад зрители телеканала "Союз" поинтересовались у владыки, почему он при всеобщей нищете восседает в красивом кресле и зачем ему нужен золотой сотовый телефон с бриллиантами, который у него якобы не раз видели в руках. Информацию про телефон он тогда опроверг и напомнил, что сто лет назад именно из-за таких вот слухов в России и грянула революция.