По мнению Ханса Кюнга, Католической церкви нужен Папа-пастырь, способный провести внутренние реформы - человек, вдохновляющийся Евангелием, а не средневековым каноническим правом. Новый Папа должен быть епископом, уважающим коллегиальность, а не самодержцем. Церкви совершенно необходим пастырь, который был бы другом женщин, отвергал сексизм и патриархальность во всех их видах. Наконец, новый Папа должен стать гарантом свободы слова и открытости внутри Церкви. Нужно отменить инквизицию, которую представляет кардинал Йозеф Ратцингер (Конгрегация вероучения является дальней "наследницей" инквизиции, учрежденной в 1542 году для борьбы с ересями. – примечание Libération), и которая повинна в страдании многих людей в Церкви.
Из наследия Иоанна Павла II новый Папа должен сохранить его большой вклад во внешнюю политику Церкви, а именно – его выступления в защиту мира, прав человека, за социальную справедливость и межрелигиозный диалог, считает Кюнг. Однако развитие этого наследия должно сопровождаться твердой решимостью бороться за демократию, которую Иоанн Павел II по-настоящему никогда не ценил.
Как известно, все кардиналы Священной коллегии, кроме трех человек, были назначены Иоанном Павлом II. И Ханс Кюнг выразил сомнение в том, что теперь эта практика изменится. Уже сейчас, до созыва конклава, очевидно, что Йозеф Ратцингер манипулирует кардиналами, утверждает он.
Ратцингер заставил их хранить полное молчание в общении с внешним миром, что не имеет прецедентов в истории Церкви. Одновременно уже ведется кампания за канонизацию Кароля Войтылы. Очевидно, что эта пропаганда инспирируется Ватиканом. Тем самым предпринимается попытка дискредитировать и нейтрализовать любую критику в адрес Иоанна Павла II и не допустить, чтобы новый Папа отошел от его линии. Сам Ратцингер молился Папе, словно он уже был святым. В своей проповеди на похоронах он сказал: "Мы можем быть уверены, что наш Папа теперь является окном в дом Отца, что он нас видит и благословляет нас". Таким образом, Ратцингер фактически предвосхитил суждение Бога относительно Иоанна Павла II и отверг критические мнения, существующие в Церкви! Ратцингер и курия оказывают огромное давление на кардиналов, отмечает теолог.
Разумеется, покойный Папа, друживший со СМИ, вызывал к себе большую симпатию. Многим людям он помог в этот период постмодернизма, характеризующийся утратой смысла жизни. Не стремясь недооценивать того позитивного, что сделал Иоанн Павел II, Кюнг, в то же время призывает не придавать слишком большого значения побуждению толпы, требовавшей на площади святого Петра немедленной канонизации Иоанна Павла II. Все наблюдатели сходятся в том, что молодые люди, приехавшие в Рим, в большинстве своем были представителями традиционалистских движений.
Отвечая на вопрос, за кого из кандидатов он отдал бы свой голос, если бы ему пришлось участвовать в конклаве, Кюнг сказал, что если он назовет имя того, за кого бы проголосовал, это стоило бы этому претенденту голосов на предстоящем конклаве.
Между тем, будущее Церкви представляется Кюнгу очень неоднозначным. Он не думает, что Церковь умрет, как считают некоторые и как предвещают отдельные социологи. События минувшей недели ясно показывают, что религия не умерла. С другой стороны, не нужно впадать в самообман. Торжество власти Рима на площади святого Петра не означает святости Церкви. Продолжать политику ушедшего понтифика значило бы лишь усугубить ее проблемы и закрыть для нее путь к выходу из кризиса, в котором она пребывает. Вот почему новый Папа должен будет изменить курс Церкви, чтобы вывести ее на открытую дорогу – дорогу обновления, указанную Вторым Ватиканским собором.