"Тогда нас было около ста тысяч, сейчас осталось три тысячи", - сказал Варфоломей, который в год погрома был студентом-первокурсником богословской школы на острове Халки близ Стамбула, закрытой по требованию турецкого правительства в 1971 году.
Слова Патриарха, сказанные накануне на встрече с паломниками из Греции и с Кипра, приводит Афинское агентство новостей.
Совершая поминальное богослужение в соборе святого Георгия на Фанаре (квартал Стамбула, где находится резиденция Варфоломея – прим. ред.), глава Константинопольского Патриархата напомнил, что погром 1955 года получил продолжение в депортациях 1964 года "и многих других событиях последующих лет".
По мнению Вселенского Патриарха, современная Турция признает несправедливость преследования греков в былые годы. Между тем фотовыставка, посвященная памяти жертв погромов, подверглась на прошлой неделе нападению группы турецких националистов и после повторного открытия находится под усиленной охраной полиции.
В своем обращении к соотечественникам Варфоломей I выразил надежду на то, что "отношения между Грецией и Турцией и повсюду в мире будут братскими и гармоничными".
В сентябре 1955 года, в ответ на взрыв во дворе турецкого консульства в Салониках, по Турции прокатился антигреческий погром. Было разрушено 2,5 тыс. греческих домов, более 4 тыс. магазинов. В Стамбуле были разграблены и опустошены 73 из 83 православных церквей, большая часть из них сожжена.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) выступил тогда с заявлением, в котором была выражена глубокая скорбь по поводу произошедших событий и говорилось о "глубокой, сердечной любви" Русской православной церкви к Константинопольской Церкви и греческому народу.
В последующие годы многие греки бежали из Стамбула, другие подверглись насильственной депортации (только в 1963-1964 годах - около 48 тыс. человек).
Независимые эксперты в Турции и других странах считают, что катастрофическое уменьшение православной паствы в Турции побуждает Фанар искать новые сферы влияния и опоры за пределами страны. Главным источником финансовой и политической поддержки является греческая диаспора в США. Однако там с каждым годом все более усиливается стремление к церковной автономии от Стамбула.
Поэтому "первый среди равных" православных патриархов старается распространить свою деятельность в европейских странах, надеясь в будущем позиционировать Вселенский Патриархат в качестве единой православной Церкви Евросоюза. Как в турецких властных структурах, так и в среде других поместных православных Церквей подобные тенденции встречают негативную оценку.