Еда и религия - тема, прямо скажем, вечная, отмечает в информации о выставке DW-World. Организаторы берлинской экспозиции обратились к ней не случайно. Причем, ее разделы вовсе не относятся только лишь к так называемому "кашруту" - системе ритуальных правил и предписаний в иудейской религии. Экспонаты иллюстрируют связанные с пищей традиции разных религиозных конфессий, они дополняют друг друга, подчеркивая взаимосвязи, отличия и обоюдную значимость.
Более 700 экспонатов из 74 стран мира демонстрируют историю "хлеба насущного" начиная с сотворения мира и до космического века. Адам и Ева с их библейским вегетарианством уступили место потомкам-"мясоедам", вынужденным после изгнания из рая усиленно питаться животной, богатой белками пищей, дабы выжить в суровых условиях земного бытия. Уже тогда, считают ученые, в иудаизме и начали формироваться понятие кошерной - то есть "чистой" или "дозволенной" - пищи.
Для верующего еврея предписания кашрута обязательны. Но как подчеркивает куратор выставки Мириам Гольдман, подобные предписания имеются и в других религиях: например, у мусульман (они не едят свинину и не употребляют алкоголь), у приверженцев индуизма, считающих коров и обезьян священными животными, которых поэтому нельзя употреблять в пищу, и так далее. Кроме того, христиане и мусульмане соблюдают многонедельные посты, во время которых прием пищи регламентируется особенно строго.
Какую еду считают кошерной и какую - нет? Два стенда, расположенных друг против друга, дают "наглядный" ответ. На одном представлены фотографии животных, отвечающие "мясным" требованиям кашрута: они одновременно жвачные (то есть травоядные) и парнокопытные. Это не только коровы, овцы и козы, но, например, газели и жирафы. Здесь же представлена также домашняя птица (куры, утки, гуси и индейки), а также рыба. Рыба, как известно, не мясо, поэтому правоверные иудеи могут есть ее совершенно спокойно. Но тоже не всякую рыбу. У сома, осетра, угря предписанной кашрутом чешуи нет, поэтому они некошерные. Тем более нельзя есть креветок, крабов, раков и устриц.
На стенде "трефной", то есть некошерной, еды - не только животные-хищники и поедатели падали, но и травоядный заяц. Тут он, по-видимому, оказался, поскольку у него нет копыт. Во всяком случае, запрет на зайца конкретно сформулирован в Торе. "Особенность иудаизма состоит в том, что он достаточно толерантен и допускает в определенных случаях разные толкования, - объясняет сотрудник Еврейского музея Михаил Фридландер. - Но четкие критерии, разумеется, существуют".
С ними гостей выставки знакомит зал с вывеской "Закон". Здесь можно узнать очень многое о "законе" - то есть кашруте. Например, о том, что в иудаизме запрещено совместное употребление мясной и молочной пищи. Строго говоря, должно даже пройти несколько часов после приема мясной пищи, и только тогда можно употреблять молочную. В любом случае необходимо иметь два комплекта посуды и столовых приборов и даже два холодильника: один для мясных продуктов, другой - для молочных.