Введение института штатных "военных священников" противоречит Основному закону РФ
"Совет муфтиев России, руководствуясь интересами общества..., считает противоречащим Основному закону РФ введение штатных "военных священников", возложения на религиозных деятелей не свойственных им функций и полномочий", - говорится в заявлении Совета.
Считая, что религиозные потребности солдат и офицеров священники могут удовлетворять, и не будучи военнослужащими, Совет муфтиев подверг критике подготовленный в Главной военной прокуратуре проект закона "О военных священниках".
"Попытка грубого "продавливания" введения института священников в армии чревата тяжелейшими последствиями для судеб поликонфессиональной по своему составу российской армии, общества в целом", - сказано в заявлении.
"Нашу тревогу, - отмечают авторы документа, - разделяют все, кроме РПЦ, представители религиозных направлений, в том числе христианские".
Совет муфтиев России выражает надежду на то, что "фундаментом государственной политики в сфере укрепления межнационального и межрелигиозного единства в войсках останется принцип равноправия представителей всех имеющих последователей в стране религий".
Введение "Основ православной культуры" в программу средних школ России станет "проявлением государственной политики в сфере образования и первым шагом к проявлению признаков становления "православного" государства"
В заявлении СМР, касающемся введения "Основ православной культуры" в программу средних школ России, говорится, что "подобная практика будет нарушением положений Конституции Российской Федерации и законов, касающихся равенства религий перед лицом государства".
По мнению авторов документа, введение этого предмета станет "проявлением государственной политики в сфере образования и первым шагом к проявлению признаков становления "православного" государства".
В Совете муфтиев считают, что "обучение детей в стенах государственной школы основам только одной религиозной традиции может привести к пропаганде превосходства одной религии над другой, дискриминации граждан и детей по их религиозной принадлежности, к расколу внутри нашего общества".
На взгляд Совета муфтиев, обучение религии должно осуществляться в пределах религиозных школ и храмов по желанию родителей, "а не по указаниям органов управления государственной системой образования".
Что касается преподавания основ веры в средней государственной школе, то, по мнению Совета муфтиев, здесь был бы более уместен курс "История традиционных религий России".
Муфтий Аширов: присутствие в армии на постоянной основе духовенства и преподавание религии в школах внесут раскол в общество
Сопредседатель СМР Нафигулла Аширов в интервью агентству "Интерфакс" назвал противоречащими Конституции РФ инициативы, связанные с введением института полковых священников и раздельным преподаванием религии в школах.
Комментируя законодательную инициативу о военном духовенстве и идею преподавания в школах "Основ православной культуры", муфтий заявил, что "эти вопросы сегодня: а) не соответствуют конституционным принципам, б) привнесут раскол в ряды школьников, равно как и в ряды вооруженных сил".
По его мнению, введение штатных священников в армии приведет к тому, что люди, "имеющие на руках оружие, отвечающие за безопасность страны, будут вынуждены в рамках одной роты выяснять, кто из них мусульманин, кто - христианин, кто как поклоняется".
Кроме того, продолжил муфтий, нельзя вносить религию в основные предметы школьной программы. "Это может привести к непониманию среди учеников, когда они начнут разбираться, чья религия лучше, чья - хуже", - считает он.
Говоря о возможности введения предмета "Основы мусульманской культуры" в школах с преобладающим числом мусульманских учеников, собеседник агентства отметил, что "таких школ практически нет в Российской Федерации".
"Мусульмане в своем большинстве проживают за пределами своих республик и не имеют и никогда не имели своих школ, где они могли бы изучать ту или иную религиозную конфессию", - сказал Н. Аширов.
Для познания друг друга "достаточно будет изучить с точки зрения стороннего наблюдения историю традиционных конфессий России", добавил он.
Андрей Кураев: за критикой Советом муфтиев законопроекта о военных священниках кроется отсутствие в мусульманской среде подготовленных проповедников
Между тем, по словам профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева, выступление Совета муфтиев России против присутствия в армии штатных полковых священников обусловлено отсутствием в исламской умме подготовленных кадров.
"Все эти протесты произрастают из личных проблем и личной вины самих муфтиев. По сути, им не удалось за последние пятнадцать лет воспитать поколение собственных проповедников, которые сами могли бы приходить в школы и воинские части", - заявил Андрей Кураев в интервью "Интерфаксу", комментируя субботнее заявление Совета муфтиев.
При этом он высказал мнение, что Совет муфтиев оказался "игрушкой в руках крайне либеральных сил". "Я не очень уверен, что это их серьезная продуманная позиция. Я так утверждаю, исходя из того, что в прежние годы позиция Совета муфтиев по всем этим вопросам была совершенно другой, и она была близка позиции Русской православной церкви", - отметил представитель РПЦ.
Он предположил, что налицо своего рода "шахматы, в которых антихристианские силы реализуют свои интересы руками мусульман". "Едва ли те силы, с которыми Совет муфтиев России в данном случае оказался в союзе, по другим вопросам придерживаются позиций, близких самим муфтиям", - сказал собеседник агентства.
Одновременно он подчеркнул, что "мусульманских проповедников с радостью ждут в любой воинской части". "В том числе и для того, - добавил А. Кураев, - чтобы пояснить иным "землячествам", что не стоит паразитировать на бытовом труде русских сослуживцев".
В этой связи православный миссионер предположил, что Совет муфтиев мог бы оказать реальную помощь армии, "издав фетву, в которой пояснил бы, что мусульманин имеет право чистить картошку, а мытье полов и посуды, равно как и уборку в нужниках, Коран не перечисляет в перечне грехов".
"В любую внехрамовую дверь, куда сегодня входит православный священник, он готов войти вместе с мусульманским муллой", - резюмировал диакон А. Кураев.