Святой Валентин родился в III веке н. э. в городе Терни под Римом. Он был епископом христианской церкви, но, кроме того, занимался медицинской практикой и научными исследованиями.
Как свидетельствует одно из преданий, епископ выказывал особое расположение к влюбленным: помогал писать им письма с признаниями в любви, вызволял из беды, мирил поссорившихся, дарил цветы молодым супругам.
Беда пришла к нему в пору общих гонений на христиан, когда до властей дошли известия, что Валентин тайно венчает римских легионеров, которым император не позволял жениться. Узнав, что к епископу потянулось слишком много воинов со своими невестами, император Клавдий запретил Валентину венчать их. Однако святитель не подчинился этому повелению. За это его бросили в темницу и 14 февраля 269 года обезглавили. Позже Валентин был причислен Церковью к лику святых как мученик за христианскую веру.
Одно из преданий рассказывает о том, что, находясь в тюрьме, Валентин влюбился в слепую дочь надзирателя и исцелил ее. По другой легенде, сам тюремщик, прослышав о врачебных способностях епископа, просил его вылечить дочь, а та влюбилась в опального священника. Перед казнью он оставил ей трогательную прощальную записку и подписался "Твой Валентин". Как отмечает Страна.ru, таким образом появилась первая "валентинка" - традиция посылать любимым признания в своих чувствах.
В России отмечать День влюбленных в этот день начали всего лишь несколько лет назад. Русской православной церковью такой праздник не признается. По мнению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, высказанному им пару лет назад, этот "праздник" приобрел на Западе такую форму, такую славу, что от него ничего ни православного, ни христианского не осталось. Его сделали сугубо светским, плотским и блудным". Православный иерарх убежден, что эта новая традиция, занесенная к нам из-за рубежа, проповедует не чистоту души, не богоугодную жизнь, а "блуд, прелюбодейство, сквернословие и всякие-всякие беззакония и безнравственность".
Между тем, можно считать, что в православной народной традиции есть свой день покровителей супружеской верности и любви - святые муромские чудотворцы Петр и Феврония. История их любви не менее трогательна и трагична, чем история святого Валентина. Этот день Православная церковь отмечает 8 июля.
Как описано в Житиях святых, благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что это может сделать дочь пчеловода благочестивая дева Феврония.
Когда князь увидел крестьянку Февронию, то полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Феврония вылечила князя и вышла за него замуж. Благочестивые супруги пронесли любовь и верность друг другу через многие испытания, прославившись в народе своим милосердием.
Скончались святые Петр и Феврония в один день и час 8 июля (по новому стилю) 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Примерно через 300 лет после своей кончины, в XVI веке, Петр и Феврония были причислены Церковью к лику святых.
Православный "День влюбленных" на Руси отмечается не столь романтично, как это делается во всем мире 14 февраля. По православной традиции в день святых Петра и Февронии не принято делать подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах.
В своих молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди постарше - о семейном согласии. Считается также, что святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на вступающих в брак.