Как отмечает "Интерфакс", комментируя ответы предстоятеля Русской православной церкви (РПЦ) на вопросы газеты, Алексий II высказался в пользу сближения между РПЦ и Римско-католической церквами, отметив "совпадение позиций по многим вопросам, которые стоят перед современным миром".
Патриарх выразил надежду, что будущий Папа Римский "будет способствовать развитию отношений с Русской православной церковью в позитивном направлении, проявит необходимую мудрость и такт". По его словам, это "может открыть перед нашими Церквами новую эпоху в отношениях".
Между тем, по мнению Алексия II, осложнения в отношениях между католиками и православными возникли, "когда Римско-католическую церковь возглавлял Иоанн Павел II". При этом он воздал должное личным качествам покойного понтифика, отмечает "Интерфакс".
Интервью Алексия II газете Corriere della Sera "Теперь Ватикан должен сменить политику в России" Он - глава Церкви, которая на практике помешала реализации великой мечты Иоанна Павла II побывать на христианской земле России. Но Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси, всегда был убежден, что в отношениях между двумя Престолами неправа всегда одна сторона. Не его. После смерти Папы Патриарх, которому исполнилось 76 лет и который находится на этом посту с 1990 года, согласился ответить на некоторые вопросы Corriere della Sera. - Как вы оцениваете 26 лет понтификата Иоанна Павла II? - Только история может дать полную и объективную оценку церковной деятельности Святого Отца. Его проповеди, наставления, слова не только укрепили в их вере католиков в различных концах света, но и стали свидетельством того, что исповедовать христианство в современном мире, которому пытаются навязать идеологию секуляризации, непросто. В последние дни мы видели, что на площадь Святого Петра пришло огромное множество людей, чтобы помолиться за своего пастыря и наставника. Эта молитва и любовь простых католиков - лучшая оценка, которую можно дать пасторскому служению Иоанна Павла II. - Как вы полагаете, способствовал ли Папа сближению двух Церквей? Тот факт, что он был поляком, обострил противоречия, которые до сих пор не урегулированы? - К сожалению, во взаимоотношениях между нашими Церквами существуют сложности, которые возникли в то время, когда во главе Римско-католической церкви был Иоанн Павел II. Я думаю, было бы ошибкой сводить все разногласия исключительно к личности или национальности понтифика Римской церкви. Сложные и конфликтные ситуации, о которых скорбит наша христианская паства и от которых страдает сегодня диалог между православными и католиками, имеют глубокие корни. Поэтому я считаю, что католическая сторона должна проявить волю и стремление к нелегкой и кропотливой работе, направленной на радикальное изменение своей политики в России и в других странах СНГ. - Прошло уже много лет с момента крушения коммунистического режима. Но мечта Иоанна Павла II посетить Россию и встретиться с вами так и не реализовалась. Вы сожалеете об этом? - Вызывает сожаление тот факт, что в отношениях между нашими Церквами все еще существуют серьезные проблемы. Я хочу еще раз подчеркнуть, что визиты и встречи между главами Церквей не важны как таковые. Так же как и протокольные инициативы. Напротив, эти встречи должны быть наполнены смыслом, быть символом конкретных позитивных результатов и успехов, достигнутых в отношениях между Церквами. Что касается нашего диалога с Римско-католической церковью, то пока, к сожалению, такой позитивной динамики нет. - Вас лично не расстраивает то, что вы так и не встретились с Иоанном Павлом II, как было условлено, на нейтральной территории, в Австрии в 1997 году? - Несомненно, я сожалею, что встреча в Граце не состоялась. Я должен напомнить, что это произошло из-за отказа католической стороны сохранить в проекте заранее согласованного совместного финального документа положение об осуждении прозелитизма и униатства как метода достижения христианского единства. Это лишало смысла нашу встречу, поскольку именно прозелитизм среди православного населения является одной из самых острых и скорбных проблем наших взаимных отношений, требующей скорейшего решения. - Каково ваше личное мнение о Папе как о человеке? - Я с уважением отношусь к личности покойного Папы Иоанна Павла II. Его служение на посту Святого Отца одной из самых древних и крупных Церквей проходило в суровые времена испытаний для всего христианского мира. Процессы, происходящие в Европе и мире, имеют тенденцию ставить под сомнение христианские ценности, которые многие народы чтят уже более двух тысяч лет. Усопший Папа сделал немало для того, чтобы напоминать современному европейскому обществу о его христианском происхождении. Также важно, что, несмотря на тяжелейшую болезнь, он никогда не прекращал заботиться о своих верующих до самых последних дней своей земной жизни. Такая преданность Церкви, твердая вера в Бога и забота о своих верующих достойны искреннего уважения. - Складывается впечатление, что в самое последнее время две Церкви сблизились. Вы верите в то, что можно преодолеть давние разногласия? - Взаимное сближение и даже совпадение позиций по многим вопросам, с которыми сталкивается современный мир: искусственно навязываемая секуляризация, глобальная социальная несправедливость, подрыв уважения к жизни и многое другое. Я убежден, что наше сотрудничество в этих областях должно укрепляться и развиваться. Вместе с тем, чтобы это сотрудничество было максимально эффективным, необходимо преодолеть разногласия и сложности, отягощающие наш диалог. Прежде всего, необходимо отказаться от прозелитизма. Наша Церковь, кроме того, сильно обеспокоена настойчивыми попытками украинских греко-католиков насадить униатские приходы в районах, где их никогда не было, заниматься миссионерской деятельностью среди православного населения Украины, учреждать в этой стране патриархат и перенести патриархию из Львова в Киев, где большая часть верующего населения - православные. - Что должен будет сделать Папа, которого изберет конклав? - Я искренне верю в то, что будущий Святой Отец Римско-католической церкви будет способствовать развитию отношений с Русской православной церковью в позитивном направлении, проявит необходимые мудрость и такт. Надеюсь, он будет искренне стремиться к сглаживанию всех сложностей, препятствующих улучшению наших взаимных связей. Все это может открыть перед нашими Церквами новую эпоху в отношениях. - В каком направлении продвигается Россия? Говорят о восстановлении авторитаризма. Что думает по этому поводу Православная церковь? - Два прошедших десятилетия были сложным периодом для народа России. С тоталитарным отступническим режимом было покончено, и страна избрала путь создания политического устройства, основанного на демократии. Однако нам все еще приходится преодолевать последствия безбожной эпохи и также последовавшего периода опьянения свободой, которую часто воспринимали как вседозволенность, как отсутствие любых обязательств перед обществом и близкими. Географически Россия простерлась на огромном пространстве, регионы расположены далеко друг от друга, управление ими является намного более сложным процессом, чем управление какой-нибудь небольшой европейской страной. В России бок о бок живут представители многих народов, и это также требует от политиков необычайной мудрости и такта. Мне кажется, изменения политического устройства направлены на то, чтобы создать такие светские институты власти, которые бы способствовали тому, чтобы в России появилась форма государственного строя, приемлемого для страны. Не будем забывать о том, что существует проблема безопасности, связанная с угрозой терроризма, преступностью, коррупцией. Все это требует укрепления силы власти и народа, поддержки армии и институтов, которым поручено охранять законность. Время политических трансформаций принесло с собой немалые экономические и социальные потрясения, которые очень часто не оставляют людям возможности понять, что с ними происходит, сохранять твердые моральные позиции. В этой ситуации кажется вполне законным желание народа получить определенную стабильность, которую может и должно гарантировать государство. Естественно, для Русской православной церкви самым важным является моральный компонент процесса возрождения родины. Мы не в состоянии в один миг трансформировать окружающий мир, но мы можем использовать все наши силы, чтобы утвердить людей в христианской морали, в вере в Бога, вовлечь их в жизнь Церкви.