В ответ на запрос одного мусульманина, инженера по образованию, пожелавшего сделать фотографию своей второй профессией, муфтий Абдул-Касим Номани, вице-ректор медресе ответил следующим образом: "Фотография – неисламское занятия. Мусульманину непозволительно делать фотографии, если это только не связано со съемкой на паспорт или удостоверение личности". Муфтий также объявил недозволительным видеосъемку свадеб и вообще фиксацию любых жизненных моментов "для будущих поколений", сообщает портал IslamNews.ru со ссылкой на информацию газеты New Indian Express и агентства PTI.
На недоуменный вопрос, почему же тогда фотография дозволяется, причем также и в святых местах, в ультрасалафитской Саудовской Аравии, последовал ответ: "Пусть они делают, что хотят, а мы не позволяем фотографию. Не все, что делается в Саудии правильно".
Те же вопросы вновь задал члену Всеиндийского совета по шариату муфтию Абдул Ирфану Кадри Раззаки корреспондент агентства PTI. "Ислам запрещает фотографирование животных и человека, – считает муфтий. – Что же касается саудовцев, то если они живут богаче, то это еще не означает, что они во всем правы. Если же они дозволяют фотографию и видеосъемку, то за это им придется ответить в День Суда".
Улемы объявили греховной не только фото- и видеосъемку для тех, кто снимает, но и для тех, кого снимают.
Между тем в отличие от имамов медресе Дар уль-Улюм, представитель индийских шиитов считает занятия фотографией и видеосъемкой вполне дозволенными с точки зрения ислама.
Как отмечает IslamNews.ru, новость из Индии заставила автора информации на портале вспомнить время учебы в медресе при московской Мемориальной мечети, джамаат которой действует вполне в рамках консервативного суннитского подхода.
Однажды в ходе занятий также возник вопрос о фотографировании, и ответ на него был изложен следующим образом. Действительно, ряд суннитских улемов относились и относятся часто к фотографии по аналогии с изобразительным искусством. Но при этом существует один нюанс. За фотографированием не стоит ният (мотивация, интенция. - Прим. ред.) некоего творческого преобразования действительности, либо создания чего-то совсем нового, а всего лишь автоматическая фиксация окружающей действительности. Таким образом, снимающий вольно или невольно не ставит себя на место Творца, а подобен фиксатору, например, записывающего что-то словами, что не является греховным. Таково более широкое, и более аутентичное отношение суннитского ислама к фотографированию и видеосъемке.
Напомним, что три года назад богословы Дар уль-Улюм издали фетву, запрещающую женщинам ездить на велосипедах.
Велосипеды - весьма популярное средство передвижения среди индийских девушек, а взрослые женщины если и ездят на них, то обычно в качестве пассажирок. Фетва же предписывала отказаться от велосипедов следует всем женщинам и девушкам старше 11 лет.
"Это рекомендуется в первую очередь для защиты самих женщин от антисоциальных элементов", - заявил тогда представитель медресе, не дав, правда, подробных пояснений.
Глава комиссии по меньшинствам Индии Казим счел новое богословское предписание неуместным. "Вряд ли следует издавать фетвы по каждому пустяку", - сказал он.
В другой фетве женщинам рекомендовалось отказаться от работы, которая предполагает тесное общение с мужской частью коллектива. Комиссия по делам женщин Индии встретила ее с явным неодобрением.
Медресе Дар уль-Улюм Деобанд является крупнейшим в Индостане учреждением по распространению и продвижению ислама и самым большим образовательным центром в области исламских наук. В неофициальном рейтинге мусульманских учебных заведений мира Деобанд занимает второе место после известного университета "Аль-Азхар" в Каире.