Как сообщает сегодня "Интерфакс", собеседник издания из числа афонских официальных лиц указал, что причиной этого являются "многовековые связи между Русской православной церковью и монашеской общины горы Афон".
Первый в истории визит главы Российского государства на Святую гору Афон прошел в обстановке "соединившихся византийского и русского великолепия", а также особых мер безопасности со стороны российских и греческих спецслужб, вооруженных спутниковыми системами наблюдения и окруживших Афон как с суши, так и с моря, отмечает газета.
Главный колокол Свято-Пантелеимонова монастыря весом в 12 тонн, звон которого достигает соседних Спорадских островов, начал свой благовест рано утром, достигнув крещендо в момент, когда Владимир Путин проходил через монастырские врата.
Тесные связи Афона с Россией укреплялись веками, отмечает "Катимерини". Особенно сильными они были при русских царях. Однако и во времена коммунистического правления правители России сознавали, что Свято-Пантелеимонов монастырь - это "единственный центр русской культуры на Балканах". Об этом говорилось в секретном донесении 36-летней давности Центральному комитету КПСС от председателя правительственного Совета по делам религий Владимира Куроедова, опубликованном по случаю визита В. Путина афинской газетой.
В 1969 году советский чиновник выражал озабоченность в связи с тем, что греческая военная хунта того времени всеми возможными средствами препятствовала контактам между Московским Патриархатом и русским афонским монастырем, стараясь завладеть монастырской собственностью. В. Куроедов указывал на обращения Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) к греческому правительству и Константинопольскому Патриарху, продиктованные необходимостью защитить русское пристуствие на Афоне. Эти шаги были поддержаны демаршами посла СССР в Афинах.
В результате, как отмечал глава Совета по делам религий, греческое правительство под давлением "международных церковных кругов" дало гарантии, что на Афоне будет соблюдаться сложившийся status quo, а государство не будет вмешиваться в монашескую жизнь.
Однако для сохранения и укрепления русского присутствия на Афоне В. Куроедов просил ЦК КПСС разрешить направление 20-25 монахов из СССР в Свято-Пантелеимонов монастырь, а также допустить направление туда делегаций Русской православной церкви и оказать помощь строительной техникой для восстановления монастырских зданий.