Известный петербургский публицист Александр Невзоров категорически высказался против передачи Церкви не только музейного, но и любого другого имущества
fontanka.ru
Известный петербургский публицист Александр Невзоров категорически высказался против передачи Церкви не только музейного, но и любого другого имущества. Его резкие высказывания по этому поводу прозвучали 21 сентября этого года на "Пятом канале" в программе Ники Стрижак "Отдадим все Церкви?", посвященной нашумевшему законопроекту о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения.

В эфире разгорелась тогда яростная дискуссия. В ней приняли участие представители заинтересованных сторон: православный режиссер и актер Николай Бурляев, главный хранитель Эрмитажа Светлана Адаксина, настоятель церкви протоиерей Георгий Поляков. Как уже сообщалось, Бурляев назвал реплику оппонента "ни черта не отдавать Церкви" - "криком сатаны" и попросил юридическую службу Московской патриархии обратить внимание на ряд оскорбительных и клеветнических, по его мнению, высказываний журналиста, которого он назвал "кощунником" и атеистом. Режиссера удивляет тот факт, что Невзоров, считая себя эрудированным человеком, показывает при этом откровенный оголтелый сатанизм, "как будто в нем засел бес, который им крутит". По мнению Бурляева, действия журналиста подпадают под статью УК о разжигании межрелигиозной розни, а также оскорблении чувств верующих.

Между тем петербургский интернет-портал "Фонтанка.ru" попросил Александра Невзорова более подробно рассказать о том, что он думает о роли Церкви в современном обществе и о законопроекте, вызвавшем такую широкую дискуссию в обществе (здесь полный текст беседы). По словам журналиста, он не состоит "абсолютно ни в каких" отношениях с религией, и идеи Бога для него малоинтересны. Это, по его словам, "узкий вопрос для профессиональных астрофизиков". Причем слово "Бог" в высказываниях Невзорова из интервью "Фонтанке.ru" по его настоянию должно было быть написано со строчной буквы.

Каковы бы ни были взгляды Невзорова, но его позицию в отношении Церкви и возвращения ей имущества разделили в своих откликах на передачу почти 90% участников форума "Пятого канала". Вот что ответил собеседник "Фонтанки.ru" на вопрос об утраченных симпатиях людей по отношению к РПЦ:

"У христианства, будем откровенны, есть одно огромное преимущество: это великолепная система управления. Но она работает только при полном невежестве управляемых. Проблема не с прихожанами Русской православной церкви - проблема с невежеством. Это не вопрос, кто противник, а кто сторонник Церкви. Это в большей степени вопрос о том, кто придерживается средневековых принципов мировоззрения и поведения, а кто все-таки живет в XXI веке. Сейчас гораздо больше людей, которые получили пусть поверхностное, но образование, которые мыслят если не самостоятельно, то хотя бы пытаются".

Невзоров не верит в возможность реформы церковной экономики, к которой, как считают в РПЦ, могло бы привести возвращение Церкви ее прежней собственности и распределение доходов между богатыми и бедными приходами.

"В такую реформу я не верю. Прежде всего, потому, что экономически она эфемерна и безграмотна. Да, существует огромное количество нищих приходов, но их проблема решается просто: попы должны пойти работать. Если у них есть любимое дело, они могут заниматься им в свободное от работы время", - сказал журналист.

Невзоров также предостерегает от того, чтобы Церковь получила "бонус от государства".

"Очень опасно оказывать Церкви серьезную финансовую помощь, я имею в виду, что не надо провоцировать их употреблять те методы, которые они, в принципе, употребляют. Мы видим агрессию. Мы видим священника в студии, который орет: "Прикуси язык!" Мы видим православного Николая Бурляева, который называет меня Сашенькой, читает мне стихи, а проиграв дебаты, бежит строчить донос в прокуратуру. Знаете, у меня нет никаких оснований полагать, что церковники всерьез изменились с XIV века, когда они жгли и выкалывали глаза. Вспомним, как совсем недавно они устроили показательный процесс над московскими художниками, которые удачно или неудачно, не знаю, нарисовали то, что им хотелось нарисовать. Мы видим, как запрещается к постановке опера "Сказ о попе и его работнике Балде". Мы наблюдаем, как замалчивается юбилей Льва Николаевича Толстого, который когда-то был предан анафеме. Мы видим, как по обвинению в бесовщине закрывается музей Бабы-Яги в Вологодской области. И когда у такой агрессивной структуры, какой является Церковь, появляются финансовые возможности, появляется и серьезная возможность влиять на социальную жизнь. На самом деле им нужно увеличить производственные мощности по производству благодати и сопутствующих ей аксессуаров (назовем их "магическими"). Это нормальный бизнес", - сказал собеседник "Фонтанки.ru".

Отвечая на вопрос, почему при возврате имущества, национализированного в годы СССР, приоритет отдается Церкви, а не бывшим владельцам заводов и фабрик, домовладельцам и раскулаченным крестьянам и таким образом нарушается светский характер государства, Невзоров вновь напомнил о существующем иллюзорном, на его взгляд, представлении, что христианство является хорошим способом управления.

"Сейчас с помощью части христианских лидеров государство ищет ключики к собственному народу, ищет способы управлять им. В Кремле ведь полных дураков нет...", - сказал он. Однако, по его предположению, "в течение ближайших двух-трех лет наступит глубокое разочарование". "Власть сообразит, что больше теряет, чем выигрывает, поскольку выяснится, что да, есть 3-4 процента воцерковленных, фанатичных людей, но на самом деле они ничего не значат ни на выборах, ни в системе управления", - убежден он.

Что же касается обсуждавшегося законопроекта, то, на взгляд Невзорова, даже после внесения поправок, запрещающих передавать Церкви предметы из государственных музеев, архивов и библиотек, проблема остается, поскольку "есть недвижимость".

"Вот есть, скажем, управление дорожного хозяйства - некое городское учреждение, структурное подразделение власти. Может ли оно заявить о своем праве владеть хотя бы километром городских дорог? Но ведь такой же структурой была и Церковь. Ничего своего у нее никогда не было. Потому что она была структурным подразделением государства. И она хочет быть им снова. Но при этом не допускает ни одного замечания в свой адрес. Почему-то критика в адрес управления дорожного хозяйства называется критикой, а в адрес Церкви - хулой. Но в чем принципиальная разница между этими организациями? Одна заботится о дорогах, а другая оказывает магические услуги. Вот и все. Увидев, что все молчат, мне пришлось вмешаться. Думаю, вы понимаете, что на эфир меня пригласила не только Ника Стрижак. И, конечно, этот эфир был пробным камнем, чтобы узнать, каковы истинные настроения в обществе. Поэтому той программой, думаю, мы очень многое сдвинули. Мы не собираемся обижать верующих. Пусть они живут своей жизнью, молятся, выполняют обряды. Но пусть не лезут в нашу светскую жизнь", - сказал Невзоров, который, кстати, в юности был певчим в церковном хоре и учился в духовной семинарии.

Он не отрицает того, что его резко критическое отношение к РПЦ во многом основано на личном опыте.