"Этот шаг доброй воли со стороны Ватикана мог бы стать прекрасным поводом для такого необходимого и, по сути, неизбежного диалога между двумя крупнейшими Церквами", - сказал М. Шаймиев в сегодняшнем интервью, которое он дал "Интерфаксу".
Глава Татарстана подчеркнул, что икона Казанской Божией Матери является высокочтимой в православном мире, и в честь нее построены крупнейшие православные храмы в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.
"История появления этой иконы напрямую связана с историей Казани. Согласно преданию, святой образ Богородицы предстал перед маленькой девочкой после сильного пожара, произошедшего в Казани 400 лет тому назад. Впоследствии именно с чудотворной иконой были связаны и многие значимые победы над врагами Руси. Икона, по сути, стала символом многих побед", - отметил М. Шаймиев.
Он сообщил, что татарстанская сторона ни один год поддерживала связи с Ватиканом и возможными владельцами иконы, а также представителями религиозной общественности, которые были готовы предложить свои услуги в решении вопроса о возвращении иконы на Родину.
"После того, как стало доподлинно известно, что икона находится в Ватикане, возможность ее возвращения представляется вполне реальной, особенно после заявлений, сделанных на уровне Ватикана и премьер-министром Италии", - сказал М. Шаймиев.
Он считает весьма примечательным то обстоятельство, что Папа Иоанн Павел II изъявил желание лично передать российской стороне ее православную святыню, причем совершить акт передачи непосредственно на месте появления иконы, то есть в Казани.
Глава республики напомнил, что икона была подвергнута экспертизе, и в состав экспертной комиссии вошли специалисты Минкультуры РФ, центра "Православная энциклопедия", Музея древнерусского искусства, а также представители Татарстана и Ватикана.
Ссылаясь на заключение комиссии, М. Шаймиев отметил, что принадлежность иконы свидетельствует о ее "богослужебном и литургическом использовании". "Отдельные заключения эксперты вынесли по окладу, который, по их мнению, был создан специально для этой иконы, но, возможно, несколько позднее, чем была написана сама икона. Живопись иконы - ее подлинность - ни у кого сомнений не вызывает", - сказал глава Татарстана, отметив, что эксперты датировали ее происхождение периодом не позднее первой половины XVIII века.
По его мнению, в дискуссии, которая развернулась вокруг вопроса о возвращении святыни, "идет некоторая подмена понятий". "Очевидно, что, скорее, речь не идет о той самой иконе, явленной в Казани 400 лет назад. Тем не менее, эта реликвия-список ценна уже тем, что она намоленная и особо почитается православными верующими", - сказал М. Шаймиев.
Во всей этой истории он считает важным не столько дату происхождения святыни, сколько ее возвращение, тем более, что Папа Римский изъявил желание при своей жизни вернуть икону на ее исконную Родину.
"В Ватикане с Папой встречались наши представители в лице мэра Казани и моего госсоветника. И тогда Иоанн Павел II высказал именно такое желание. Этот жест доброй воли со стороны Папы заслуживает особого внимания, тем более, что Иоанн Павел II не ставит при этом никаких иных условий", - заявил М. Шаймиев.
По его словам, несмотря на противоречия, которые имеются между двумя Церквами, в основе Православной и Католической Церквей лежит единая вера - христианство. "Мне в данном случае удобнее об этом говорить. Потому что я не являюсь человеком этой веры", - добавил М. Шаймиев.