Ожидания были связаны с изменениями позиции Ватикана в отношении контроля за рождаемостью, разводов, гражданских и однополых браков, а также женского священства. Надежду вселяли некоторые высказывания понтифика, на которые обратила внимание пресса. Так, например, от внимания журналистов не ускользнули слова Папы, сказанные про гомосексуалистов: "Кто я, чтобы судить?"
Но хотя некоторые публичные высказывания главы Ватикана и воодушевили многих католиков, однако, по словам президента Католического теологического общества Америки профессора Ричарда Гейлардеца, "существует критическая масса католиков, которые хотят перемен". В сознании многих людей, считает он формула "существенные изменения" означает перемены, касающиеся тройки "горячих кнопок": контроль за рождаемостью, рукоположение женщин и однополые браки.
Папа Франциск, по мнению Гейлардеца и других богословов, стремится основательнее стать для Церкви тем, что он обозначил словами "полевой госпиталь" для удовлетворения потребностей верующих. В самой же Церкви более озабочены собственными внутренними проблемами. На деле же здесь в религиозной интерпретации имеет место тот феномен, который политологи называют "ростом революционных ожиданий", когда люди думают, что находящиеся далеко от них лидеры слушают их.
Есть исторические примеры. Пожилые католики помнят об ожиданиях 1960 года по поводу позиции Ватикана в отношении контрацепции. Но 8 лет спустя энциклика Папы Павла VI Humanae Vitae разочаровала прихожан, поскольку поддерживала традиционный запрет. Тогда многие верующие покинули Церковь, а некоторые священники оставили священный сан. А многие из тех, кто остался с Церковью, стали просто игнорировать ее учение о сексе.
Папа Франциск в интервью, которое он дал на минувшей неделе, мягко намекнул на то, что быстрых изменений ожидать не стоит. Он просил не считать его суперменом, сказав, что он всего лишь "нормальный человек".
По его словам, дело не в смене доктрины, а в чем-то более глубоком - в пастырском попечении о людях и в том, что может быть для них сделано.
В международной группе, объединяющей сторонников реформ в Католической церкви "We Are Church" ("Мы - Церковь) скептически оценивают возможность перемен сверху, поскольку, считают, что они встретят сильное сопротивление во властных церковных структурах. Представители группы выступают с требованием о реабилитации либеральных священников и богословов, подвергшихся дисциплинарным взысканиям в последние десятилетия. Эти требования выдвигаются сегодня на первый план потому, что сам Папа призвал католиков более открыто обсуждать острые вопросы и даже провел беспрецедентный опрос, целью которого было узнать мнение верующих.
Как отметил итальянский теолог Массимо Фаджолли - исследователь Второго Ватиканского собора, речь идет о возобновлении диалога, свернутого на протяжении двух предыдущих понтификатов.
Между тем результаты результаты социологических исследований, опубликованные в Европе, показали, насколько большой разрыв существует между учением, преподаваемым Церковью, и повседневной жизнью рядовых католиков.
Как было, например, отмечено в докладе Конференции католических епископов Германии, церковные запреты, касающиеся добрачных отношений, гомосексуализма, разводов, повторных браков и контроля рождаемости, "практически никогда не принимаются верующими в расчет или просто отклоняются в большинстве случаев".
Многие прихожане видят в этих запретах "необоснованную и беспощадную дискриминацию".
Между тем опрос, проведенный американским исследовательским центром Pew Research Center на минувшей неделе, показал, что Папа Франциск "очень популярен среди американских католиков", хотя многие из них не согласны с позицией Ватикана по целому ряду религиозно-общественных вопросов.
"Значительное большинство католиков заявляет, что Церковь должна позволить верующим применять средства контрацепции (77%), разрешить священникам жениться (72%) и рукополагать женщин в священники (68%), - говорится в докладе Pew Research Center.
Однако выводы американских социологов не являются универсальными. Римская церковь - самая многочисленная в мире, и среди 1,2 миллиардов ее прихожан - не только европейцы и жители США, но и миллионы африканских и южноамериканских крестьян.
По словам Массимо Фаджолли, в этой всемирной церкви можно найти разные ожидания в разных местах.
Так, например среди католиков Африки, где Церковь быстро растет, господствуют более традиционные взгляды на роль женщины. И многие священники там обеспокоены тем, что более свободные правила развода нанесет вред их проповедям, направленным против полигамии.
Однополые связи признаны незаконными в 37 странах Черного континента, и представители католического, а также протестантского духовенства убеждены, что толерантное отношение к геям в западных приходах обезоруживает их перед лицом мусульманских проповедников, которые говорят, что их вера безоговорочно осуждает гомосексуализм.
Ричард Гейлардец со своей стороны полагает, что Папа Франциск попытается заново осмыслить решения Второго Ватиканского собора и будет стремиться перестроить иерархическое строго вертикальное устройство Церкви в горизонтальном направлении, расширив возможности более активного диалога между Римом и национальными Церквами, а также между духовенством и мирянами.
"Это, в конечном счете, может иметь далеко идущие последствия, но они не проявятся за один год", - отметил Ричард Гейлардец.
Нетерпеливые эксперты пробуют заглянуть в не столь далекое будущее и угадать, какие сюрпризы преподнесет Архиерейский Синод Римско-католической церкви, который должен состояться в октябре нынешнего года и соберется, чтобы обсудить результаты опроса верующих, инициированного понтификом. Однако этот католический форум будет, скорее всего, достаточно ограничен в принятии решений. Так что за ним последует второй синод в 2015 году.
Массимо Фаджолли отметил призыв Папы к внутрицерковному диалогу: епископы и священники должны иметь право говорить, а мы, как выразился понтифик, имея в виду верхушку Ватикана, должны слушать. Это, по мнению Фаджолли, уже большое изменение. В Германии готовы сделать это, в США и Италии к этому еще не готовы, считает он.
При предыдущих двух понтификах соборы проходили по сценарию "малой дискуссии". Если епископы сегодня не воспользуются нынешней возможностью, это станет "серьезным ударом" для Папы Франциска, считает эксперт.
Ожидание серьезных перемен в Церкви сконцентрировало внимание на Папе, считает Фаджолли. В то же время многие епископы все еще, как кажется, пока проявляют осторожность. Однако не исключены неожиданные повороты событий.
Примером может служить история Второго Ватиканского собора. В период его подготовки с 1959 по 1962 год господствовало настроение разочарования, но когда епископы прибыли в Рим, они подали голос, рассказал Фаджолли, выразив надежду на то, что, когда нынешние епископы соберутся на октябрьский Синод, "новая химия" ускорит процессы.