По итогам совещания иерархи выступили с заявлением. В нем, в частности, говорится следующее: "В пятницу, 6 июля 2012 года, Его Блаженство митрополит Иона попросил об отставке с поста предстоятеля Православной церкви в Америке. Священный синод епископов под председательством Его Блаженства митрополита Ионы провел селекторное совещание в субботу, 7 июля 2012 года. Во время совещания Священный синод принял отставку митрополита Ионы и имел суждение относительно плана дальнейших действий".
"В понедельник, 9 июля 2012 года, Священный синод епископов, включая митрополита Иону, вновь провел селекторное совещание, продолжив обсуждение", — отмечается в заявлении.
Синод проинформировал о том, что митрополит Иона сохранит титул "Его Преосвященство митрополит Иона, бывший архиепископ Вашингтона и митрополит Всей Америки и Канады".
Священный синод назначил старейшего по хиротонии иерарха - архиепископа Детройта и Румынской епархии Нафанаила, временным местоблюстителем (Locum Tenens) митрополичьего престола Православной церкви в Америке. Одновременно Священный синод назначил епископа Нью-Йорка и главу епархии Нью-Йорка и Нью-Джерси Михаила администратором Православной церкви в Америке. Также Синод назначил епископа Толедо и Болгарской епархии Александра временным местоблюстителем митрополии Вашингтона.
Священный синод епископов в ближайшее время проведет встречу, чтобы обсудить планы относительно предстоящего избрания нового священноначалия Православной церкви в Америке.
Священный синод поблагодарил митрополита Иону за принятое им решение и призвал духовенство и мирян сугубо молиться за митрополита Иону и Православную церковь в Америке.
Митрополит Иона возглавил ПЦА в ноябре 2008 года.
Между тем Портал-Credo.ru в своем комментарии отмечает, что отставка Митрополита Ионы с должности предстоятеля ПЦА явилась последним логическим звеном в цепи ошибок, которые с завидной регулярностью происходили в лоне Церкви на протяжении последних нескольких лет.
Добровольная, в некотором роде, отставка митрополита дает основания полагать, что Священный синод ПЦА наконец-то вновь обрел силу для принятия конструктивных решений.
Прошение об отставке не было личной горячей инициативой митрополита. Оно явилось ответом на предложение епископата снять с себя полномочия на основании причин, о которых пока можно только догадываться, сказано в комментарии.
Попытки сместить митрополита Иону уже предпринимались американским епископатом несколько раз, но всегда одинаково нехитрым методом – отправкой его в принудительный отпуск или на медицинское обследование. С завидным упорством митрополит всего этого избегал, возмутительно нарушая постановления Синода, и возвращался в свою вашингтонскую резиденцию в приподнятом настроении.
Такое поведение первоиераха несколько озадачило не только высшее духовенство, но и простых прихожан. На глазах у всех ПЦА превращалась в цирк, что стремительно откатывало ее авторитет на задворки православного мира. К великому сожалению, митрополит Иона продолжал отстаивание своей политики путем открытой конфронтации с Синодом. Епископат принял линию неагрессивного воздействия – что называется, "не мытьем – так катаньем".
О Митрополите Ионе, отмечает "Портал-Credo.ru", никто не отзывался плохо как о человеке. Его стремительное выдвижение и недолгое правление не отдаляют те годы, когда он учился в семинарии и служил в монастыре в Калифорнии – все всегда вспоминают о нем как о милом интеллигентном и образованном человеке.
Однако руководство ПЦА никогда не простит митрополиту Ионе попытку увести Церковь под широкий омофор Московского Патриархата, пишет комментатор портала. Никогда не простят ему члены ПЦА попытки заменить независимый статус автокефалии ПЦА на кабальную автономию в РПЦ. Этого уже достаточно, чтобы понять, насколько разрушительной явилась деятельность митрополита Ионы для американского православия. "А если к этому добавить его постоянное заигрывание с духовенством представительства РПЦ в Америке, которое в нынешнем своем составе не отличается ни умом, ни мудростью, а лишь олицетворяет все пороки нынешней российской государственной Церкви, то хочется думать, что мы присутствуем при возвращении ПЦА на правильный курс", - заключает автор статьи.
В другой публикации "Портал-Credo.ru", ссылаясь на мнение представителей ПЦА и комментируя отставку митрополита Ионы, называет основной ее причиной несклонность этого иерарха к коллегиальности в принятии решений. На это, кстати, обратил внимание и сам митрополит в своем прошении.
"Я уже давно пришел к выводу, что ни мой характер, ни темперамент не соответствуют посту предстоятеля, посту, которого я никогда не добивался и никогда не желал", - говорится в письме Ионы, текст которого опубликован на официальном сайте ПЦА.
"Малый Синод в четверг поставил перед митрополитом Ионой ряд трудных вопросов, ответом на эти вопросы стало послание митрополита", - сказал в интервью РИА "Новости" руководитель Отдела внешних и межцерковных связей ПЦА и редактор журнала "The Orthodox Church" протоиерей Леонид Кишковский.
Отказавшись вдаваться в подробности заседания Малого Синода, он отметил, что "между епископами сложилась сложнейшая ситуация".
По словам руководителя Отдела внешних и межцерковных связей ПЦА, митрополит Иона зачастую даже не пытался советоваться с епископами, следствием чего были подчас неоправданно резкие заявления, отражающие не позицию Церкви, а точку зрения самого митрополита.
"Очень часто не было даже видимости консенсуса между епископами. А это очень важно в любой Православной церкви, и на этом очень серьезно спотыкались наши церковные дела. К примеру, наша позиция - люди в нашей Церкви воспринимают себя, в первую очередь как американцев с теми или иными культурными корнями, будь то русские, румынские, албанские и любые другие. Наша церковь - для Америки, и наши епископы и все остальные ни в коей мере не воспринимают себя как русских или как кого-то еще. Мы себя видим здесь, а не в какой-то другой стране или культуре. А митрополит Иона начал публично говорить, что наш выход - это стать частью Московского Патриархата. Он считал, что нужно отказаться от автокефалии, то есть полной независимости, и влиться в Московскую Патриархию как автономная Церковь. А это в Церкви, начиная с епископов, не было воспринято позитивно", - пояснил Кишковский.
Протоиерей напомнил, что в конце 2010 года этот конфликт удалось несколько сгладить: епископы во главе с митрополитом Ионой составили письмо пастве, в котором сформулировали позицию Православной церкви в Америке.
"Это был небольшой, но сильный, убедительный документ, в котором еще раз объясняется, что значит автокефалия и к чему мы стремимся - к объединению всех православных в Америке в одну Церковь. Мы благодарны Русской церкви за автокефалию, мы ничего не требуем от других, мы стремимся к единству православных, но пока это единство не будет достигнуто, мы есть, кто мы есть сейчас. Мы относимся с любовью и почтением к Русской православной церкви, сочувствуем, общаемся - все нормально и хорошо, но это совершенно не означает, что Американская православная церковь имеет какую-то русскую самоидентификацию", - сказал Кишковский.
Тем не менее, по его словам, конфликт между митрополитом Ионой и епископами до конца улажен не был, а масла в огонь подливали высказывания первоиерарха и на другие темы.
"Он часто высказывался, забывая о своем статусе предстоятеля, позволял себе резкие высказывания в отношении Греческой церкви, в отношении Вселенского Патриарха Варфоломея. Эти заявления ни в коей мере не отражали и не отражают позицию Церкви", - отметил протоиерей.
Дальнейшая судьба бывшего предстоятеля Церкви пока неясна, однако Синод пообещал при принятии решений учесть, что на иждивении у митрополита находятся родители и сестра.
Выборы первоиерарха, согласно уставу ПЦА, должны пройти в течение трех месяцев после отставки предыдущего предстоятеля, однако этот срок можно немного продлить.
"Некоторые считают, что после этой травмы нужно дать немножко времени, чтобы люди спокойно осмыслили то, что произошло, и осознали, как они видят будущее", - сказал Кишковский.
В основе Православной церкви в Америке лежит бывшая епархия Русской православной церкви, основанная еще в XIX веке. Автокефалию (независимость) она получила в 1970 году. За пределами США эта Церковь распространяет свою юрисдикцию на часть православных верующих Канады и Мексики.