"Подобное никогда не имело места в истории России, - говорится в распространенном во вторник в Москве заявлении Синода РПЦ. - Более того, такая форма организации католической церковной жизни нетипична даже для католических стран, где обычно не существует церковных провинций, епархии которых реально управлялись бы митрополитом".
По мнению Синода, "для окормления католиков, не столь многочисленных в нашей стране, не было необходимости повышать статус уже существующих католических церковных структур". Они предполагают, что "подобные действия Римско-Католической Церкви раскрывают миссионерские цели производящихся изменений".
"Это подтверждается многочисленными фактами миссионерской деятельности католического духовенства среди российского населения, - считает Синод РПЦ. - Именно эту деятельность Московский Патриархат называет прозелитизмом и постоянно указывает на нее как на одно из основных препятствий улучшения отношений между Церквами".
Иерархи Православной Церкви сетуют, что решение о создании католических епархий не было согласовано с ними, в то время как подобные вопросы, по мнению Синода, "нуждаются в предварительном обсуждении". В этой связи Московский Патриархат рассматривает упомянутый шаг Ватикана как "недружественный и подрывающий перспективы улучшения отношений между двумя Церквами".
Синод напоминает, что исторически Католическая Церковь окормляла в России "традиционно принадлежащую ей паству: поляков, литовцев, немцев и так далее, именно поэтому на территории России не существовало деления на католические епархии". Теперь же "учреждение т.н. "церковной провинции" - митрополии по сути означает создание поместной Католической Церкви России со своим центром в Москве, претендующей иметь своей паствой российский народ, который культурно, духовно и исторически является паствой Русской Православной Церкви".
При этом иерархи Русской Православной Церкви обращают внимание Ватикана на то, что Русская Церковь никогда не занималась миссионерской деятельностью среди коренного населения католических стран, а лишь окормляла русскоязычную православную диаспору. Особое сожаление Синода вызывает то, что "подобное решение Ватикана было принято накануне очередного раунда официальных переговоров между нашими Церквами, намеченного на конец февраля".
В результате, как считают члены Синода, "возникла серьезная угроза хрупкому переговорному процессу, что делает крайне трудным разрешение существующих проблем".
В этой связи Священный Синод РПЦ возложил на Ватикан "ответственность перед Богом и историей за резкое ухудшение наших отношений, за срыв только что наметившейся надежды на их нормализацию".
Авторы заявления задаются вопросом, "продолжает ли Ватикан считать отношения с Православной Церковью отношениями диалога и сотрудничества или он воспринимает православие как нежелательного соперника". "Если имеет место последнее, то ни о каком согласии между нами не может идти речи", - считают члены Синода.
Вместе с тем они склонны считать произошедшее "ошибочным курсом Ватикана по отношению к Русской Церкви" и призывают свою паству "хранить верность Святому Православию".
Священный Синод также надеется, что, "несмотря ни на какие трудности, связи между православными и католиками будут развиваться и станут важным фактором сохранения христианских ценностей в жизни Европы и мира".