Перед журналистами выступили лидер Исламского комитета России Гейдар Джемаль, руководитель департамента по связям с общественностью Евро-Азиатского еврейского конгресса (ЕАЕК) Роман Спектор, исполнительный директор Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) Константин Бендас и директор Института религии и права адвокат Анатолий Пчелинцев.
Как сообщал Гейдар Джемаль, поводом для пресс-конференции стали спецоперации правоохранительных органов по массовому задержанию мусульман в московских мечетях, а также в Египетском культурном центре после совершения ими пятничной молитвы. Джемаль привел слова высокопоставленного чиновника МВД, который назвал целью этих операций задержание людей, "идеологически готовых к совершению теракта". Как отметил выступавший, людей увозили, проверяли документы, несколько часов держали "в условиях милицейского беспредела", предлагали сотрудничество с органами МВД, а тех, кто осмеливался напомнить о своих гражданских правах, "просто размазывали по стенке".
По словам Джемаля, представители МВД "лгали и путались", объясняя это происшествие. Сотрудники милиции ссылались на то, что акции были якобы согласованы с Духовным управлением мусульман Европейской части России (ДУМЕР). Однако известно, что на заседании Совета муфтиев 2 марта шейх Равиль Гайнутдин от имени ДУМЕР опроверг это заявление и сделал запрос в ГУВД относительно инцидента, имевшего место 27 февраля в Исторической соборной мечети. Лидер Исламского комитета считает, что подобный "правовой беспредел" распространяется и на другие религиозные организации, что, по его мнению, говорит о том, что власти в преддверии выборов "вытирают ноги" о довольно значительный сегмент электората.
Возмущение в связи с облавами в московских мечетях выразил Константин Бендас. Он высказал предположение, что подобные акции являются осознанной попыткой дестабилизировать обстановку в стране накануне выборов. "Чиновники МВД не могут решать по своему усмотрению, какая религия правильная, а какая - нет", - сказал представитель Союза ХВЕ и привел ряд примеров, свидетельствующих о грубом нарушении прав верующих. Так, несколько недель назад в одном из городов юга России милиция ворвалась на молитвенное собрание группы протестантов с целью проверки документов. Рейд сопровождался грубым обыском и избиением верующих. Константин Бендас сообщил также, что лидеры протестантских церквей России уже больше года не могут добиться ответа на свои многократные обращения к президенту РФ с просьбой об официальной встрече. В Администрацию президента верующие направили более 30 тысяч писем с протестами против демонстрации по центральным каналам телевидения клеветнических в отношении протестантов фильмов. Константин Бендас подчеркнул, что несмотря на это духовные руководители РОСХВЕ продолжают призывать верующих идти на выборы и молиться о России и ее властях.
Анатолий Пчелинцев, напротив, предположил, что многие протестанты не пойдут на выборы 14 марта, т.к. не питают никаких надежд на то, что президент сможет решить их проблемы. По словам Пчелинцева, существует много "печальных" примеров из жизни протестантских церквей в регионах России, свидетельствующих о том, что за последние 4 года ситуация в области свободы совести "резко ухудшилась". В качестве примеров он привел поджоги церквей и молитвенных домов в Чехове, Подольске, Балашихе; избиение пастора и его жены в Воронеже; противодействие местных властей в ряде регионов открытию молитвенных домов; организация "некоторыми православными батюшками" пикетов с лозунгами "Сектанты, вон из России!" Адвокат полагает, что нынешние власти России недооценивают религиозный фактор, который начинает играть на выборах важную роль. "Политикам высокого уровня надо обратить внимание не только на несколько "традиционных" религий, но и на все многоконфессиональное общество", - заявил Анатолий Пчелинцев, напомнив, что в России сейчас зарегистрировано более 60 конфессий.
"Дурным симптомом" в преддверии выборов назвал милицейские рейды по мечетям Роман Спектор. По его словам, обвинение в "идеологической готовности к террору" напомнило ему о временах , когда репрессии против инакомыслящих в СССР объяснялись наличием враждебного геополитического окружения. Представитель ЕАЕК считает, что государство лишь декларирует, но не предоставляет надлежащих прав религиозным сообществам и при этом очень строго спрашивает с них за преступления, совершенные одним из их представителей. Роман Спектор убежден, что правоохранительные органы, обыскивая мечети, просто имитируют деятельность по борьбе с терроризмом, используя мусульман в качестве "козла отпущения". "Когда они что-нибудь найдут у мусульман - а они должны же что-нибудь найти - возможно, для балансировки, займутся и другими религиозными организациями", - предположил выступавший.
Отвечая на вопрос журналистов о реакции мусульман, чьи гражданские права были нарушены во время спецопераций, Гейдар Джемаль отметил, что они вряд ли будут обращаться в суд - не только потому, что у многих из них проблемы с регистрацией и работой, но, главным образом, из-за "мрачного понимания, что они - люди второго сорта, объекты спецпостановок". Лидер Исламского комитета России поблагодарил всех участников пресс-конференции за поддержку, которую они оказали мусульманам в условиях "жесткого силового прессинга".