"Мы знаем, что в конце 1650-х годов для Ново-Иерусалимского монастыря отливались колокола. Более того, в 2010 году мы нашли рядом с Воскресенским собором уникальный пока в России горн для формовки и отливки крупных колоколов", - цитирует РИА "Новости" слова руководителя раскопок Леонида Беляева, приведенные в сообщении пресс-службы Института археологии РАН.
Сейчас ученые изучают 22-килограммовый фрагмент бронзового колокола, на котором изображено сошествие в ад, святые жены-мироносицы, части фигур Иоанна Предтечи и Иисуса Христа, попирающего врата ада. Стиль изображений барельефа напоминает европейское барокко.
"До сих пор ни одного подобного медальона, даже в лучших примерах колокольного литья второй половины XVII - первой половины XVIII века, известно не было. Эта находка - весомый и в прямом, и в переносном смысле слова вклад в представления о церковном искусстве эпохи патриарха Никона, демонстрирующий, безусловно, европейскую иконографию", - отмечает Беляев.
Предположительно, найденный фрагмент - часть бракованной отливки большого Воскресенского колокола весом около 500 пудов (около восьми тонн).
Представляет интерес и находка комплекса печей для обжига изразцов с множеством заготовок и ранее неизвестных инструментов. В том числе были найдены огромные архитектурные изразцы - базы и капители пилонов с рельефным декором, обвитые виноградными лозами полуколонны и многое другое. Впервые были собраны специальные подставки и крепления, которыми распределялись и поддерживались изразцы при обжиге.
"В Новом Иерусалиме возникло производство, европейское по технологии и стилю, но совершенно русское по размаху - многие тысячи крупных изразцов нужны были для фризов и наличников, порталов и иконостасов - из них делали целиком огромные иконостасы. Ими же "набирали" огромные церковно-учительные тексты, которые опоясывали интерьеры основных церквей внутри Воскресенского собора, и многое другое", - говорится в сообщении.
Ново-Иерусалимский монастырь был создан в подмосковной Истре патриархом Никоном. После удаления из Москвы патриарх прожил здесь три года, работая над созданием точной копии иерусалимского храма Воскресения Господня.
Строительство собора было завершено при участии императрицы Елизаветы Петровны после падения ротонды и пожара, грозивших окончательному разрушению будущего храма. Приделы в соборе были устроены в честь святого князя Александра Невского и Рождества Богородицы.
В XIX и начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число посетителей особенно возросло после строительства Николаевской и Рижской железных дорог, дойдя до 35 тысяч в год. В июне 1919 года монастырь был закрыт, имущество национализировано. Наиболее ценные предметы были переданы в Оружейную палату. Во время боев за Москву в 1941 году архитектурный комплекс сильно пострадал, некоторые здания были полностью разрушены. Сведения о разрушениях впоследствии были представлены на Нюрнбергском процессе.
Реставрационные работы были начаты в 50-х годах, а в 1994 году было объявлено о возобновлении монашеской жизни.