"Многие сегодня с презрением и пренебрежением говорят о православных народах как экономически неуспешных. Строят графики зависимости экономического процветания от вероисповедания. Дескать, атеисты - самые успешные, протестанты - чуть менее, католики и того меньше, а православные самые бедные и несчастные", - сказал отец Всеволод, отвечая на вопросы посетителей сайта синодального Информационного отдела.
Вместо того, чтобы спорить с этой схемой, священник напомнил о следующем: "Многие современные экономисты, не страдающие рыночным фундаментализмом, говорят, что рост экономики и потребления не может быть бесконечным и что народы, которые смогут отойти от идеи непременного и ничем не сдерживаемого роста, окажутся более успешными в условиях, когда этот рост прекратится".
- Август: рубль вспомнил прошлое и упал
Прекратится же он, по мнению отца Всеволода, "обязательно рано или поздно, потому что ограничены ресурсы планеты, да и потребление, даже бессмысленное, не может бесконечно нарастать".
Считая, что "нужно переходить от экономики роста к экономике достаточности", священник отметил, что "именно достаточность и самоограничение в стяжании земных благ всегда были свойственны православной цивилизации".
"В ее традициях было не бесконечное умножение материальных богатств, а умение довольствоваться малым или, по крайней мере, разумным количеством земных благ. Думается, что за таким подходом будущее. И нам сегодня нужно изложить его в категориях экономической науки и построения экономической системы", - сказал отец Всеволод.
Такая модель экономики, по его убеждению, будет гораздо более успешной, чем идея вечного роста и безграничного потребления, "которые не могут не окончиться крахом".
В то же время, оценивая нынешний уровень достатка российских пенсионеров, священник призвал государство и общество всерьез задуматься о том, почему люди, отдавшие себя служению стране и вышедшие на пенсию, живут на уровне прожиточного минимума, а иногда и ниже этого уровня.
"Пенсия должна быть достойной. И позаботиться об этом общество призвано, особенно если в этом обществе большинство людей называют себя христианами", - убежден представитель Церкви.
Отметим, что месяц назад Чаплин предостерег духовенство от увлечения роскошью. "Конечно, духовенство должно решительно не совпадать с тем потребительским идеалом, который мы сегодня периодически видим: мажорство, вызывающая роскошь, расслоение внутри духовенства на богатых и бедных. Это все очень плохо", - признал он. При этом Чаплин и против ситуации, в которой бы священники бедствовали. "У нас священниками станут гастарбайтеры или сумасшедшие, если мы позволим убедить нас в том, что духовенство должно жить беднее всех", - заявил он.
Протоиерей Всеволод Чаплин уже не раз высказывался по теме "материальные блага и Церковь".
Два года назад он, отвечая на вопросы слушателей молодежного лектория в Москве, подробно объяснил, зачем Русской православной церкви нужна роскошь и почему священнослужители имеют право носить дорогие вещи. Он выразил убеждение, что все это внешнее богатство необходимо, чтобы "отражать общественный престиж Церкви".
"Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были бы максимально видимыми и отражали бы то место Церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает центральным", - сказал тогда председатель ОВЦО.
Он отметил, что церковные средства обычно не тратятся на "торжественные моменты и украшения", а "так называемая роскошь" в Церкви создается за счет пожертвований, что является совершенно естественным. "Люди хотят, чтобы церковные торжества были самыми красивыми и самыми торжественными", - заявил Всеволод Чаплин.
"Когда люди жертвуют что-то на храм, на то, чтобы духовенство выглядело достойно, в том числе и перед лицом всех сильных мира сего, которые меряют отношение к человеку деньгами, это естественное стремление человека показать, что самое главное - не рациональное расходование средств на те или иные преходящие нужды, которые никогда не будут полностью восполнены, а посвящение своих денежных средств, своих трудов на то, что принадлежит Богу, на те символы, которые напоминают нам, что главное - это не политика, не экономика, не обывательские нужды человека, не его материальные интересы, а присутствие Бога, Его тайны и духовная вертикаль в окружающем нас мире", - сказал он.
Тех же людей, которые упрекают духовенство в роскоши, протоиерей Всеволод Чаплин назвал недоброжелателями и сравнил с Иудой. Ведь это он говорил, что не надо тратить драгоценное миро на помазание тела Иисуса Христа, а нужно продать это миро и раздать деньги нищим.
Выступая год назад на пресс-конференции в Ставрополе, Чаплин заявил, что представители духовенства не должны стесняться принимать дорогие подарки, поскольку люди высказывают этим свою любовь.
"Если кто-то украшает храмы, это проявление любви к храмам. Если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы - это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно. Почему вдруг нас стали настойчиво убеждать, что мы должны этого стыдиться и рвать на себе по этому поводу волосы?" - выразил он недоумение.
Чаплин полагает, что существуют определенные круги, которые хотят использовать любой повод, чтобы "дрессировать" Церковь, заставить ее молчать и не выходить на общественную площадку.
"Так дрессируют лет двадцать католическую церковь, особенно в Западной Европе и Соединенных Штатах. Как только католическая церковь начинает говорить о недопустимости аборта, безнравственности современного глобального экономического уклада, сразу начинаются кампании по развалу епархии либо отторжении от католической церкви, и сейчас многие католические епископы начинают уступать этой кампании", - отметил представитель Московского патриархата.