По православному календарю подходит к завершению Страстная седмица (неделя). 11 апреля верующие встретили Великую (Страстную) субботу, посвященную воспоминанию о погребении Христа и Его сошествии в ад для избавления душ умерших
© РИА Новости / Сергей Пятаков
По православному календарю подходит к завершению Страстная седмица (неделя). 11 апреля верующие встретили Великую (Страстную) субботу, посвященную воспоминанию о погребении Христа и Его сошествии в ад для избавления душ умерших. Накануне, в Великую пятницу, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в московском храме Христа Спасителя утреню с чином погребения плащаницы - плата с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа. Затем был совершен крестный ход с плащаницей, говорится в информации пресс-службы главы РПЦ.

Согласно евангельскому повествованию, вечером в Великую пятницу тело Христа было снято с креста и спешно ввиду наступающего дня субботнего покоя погребено его тайными учениками Иосифом и Никодимом в пещере, которая находилась в саду неподалеку от места распятия. К двери гроба, по обычаю того времени, привалили большой камень. На следующий день женщины, которые следовали за Иисусом, придя рано утром к пещере, первыми узнали о Его воскресении. Этот день, напоминает "Интерфакс", именуется еще Тихой субботой: Христос уже воскрес, но люди пока не знают об этом.

По преданию, в Субботу, когда ученики Иисуса скорбели о постигшем их горе и своей великой утрате, еще не явившийся в земном мире Спаситель сошел в ад, где ожидая Его пришествия, томились души всех умерших, даже ветхозаветных праведников. Христос, прошедший через Крестные страдания, освободил души праведных и в Великую Субботу извел их из ада. Этому событию посвящены сюжеты многих русских икон, именуемых "Воскресение - Сошествие во ад".

Патриарх Кирилл возглавил сегодня литургию в храме Христа Спасителя, а затем совершит традиционную молитву о мире в Иерусалиме, которая возносится каждый год накануне Пасхи во всех храмах Русской церкви.

Во всех православных храмах в Великую Субботу после утреннего богослужения традиционно начинается освящение куличей, пасхи и крашеных яиц для праздничной трапезы Светлого праздника Воскресения Христова. На улицах, ведущих в православные храмы, сегодня можно будет до самого позднего вечера видеть потоки людей, несущих святить пасхальные яства.

Между тем к Пасхе издавна начинали готовиться заранее, еще на Страстной неделе Великого поста: убирались в доме, чистили всю утварь, готовили дрова для пасхального костра, корм для скотины на всю пасхальную неделю. Разгар всех работ приходился на Великий, или Чистый четверг. В этот день православные "очищались" и духовно, и физически: утром принимали причастие, до восхода солнца мылись, убирались, окуривали дом можжевельником. В Чистый Четверг освящали соль и забивали скот для праздничного стола, считая, что это мясо не испортится.

Согласно поверью, снесенные в Чистый четверг яйца предохраняют от болезней и напастей. Поэтому крашение яиц к Пасхе происходит именно в четверг. Традиция красить яйца тесно связана и с язычеством, и с христианством. Во время весенних языческих праздников яйца символизировали начало новой жизни и Солнце, и их окрашивали в красный цвет. В христианстве культ крашеных яиц связывают с притчей о Марии Магдалине, которая пришла к римскому императору Тиберию и подала ему яйцо, воскликнув: "Христос воскрес!". Император ответил, что в этот трудно поверить, и скорее белое яйцо станет красным. И яйцо тут же стало алым.

Красное яйцо стало символом воскресения, Пасхи, поэтому первоначально яйца красили только в красный цвет. Позднее стали применять краску различных цветов, луковую шелуху, яркие обрезки шелка. Окрашенные яйца называли "крашенки", а расписанные узорами - "писанки".

В Чистый четверг готовили творожные пасхи, пекли куличи, выпекали фигурки жаворонков, голубков, барашков, курочек и пр. Пасха и кулич, которые предназначались для освящения в храмы, готовились таких размеров, чтобы каждому домочадцу хватило по кусочку в течение всей пасхальной недели. Вместе со "священными" куличами и пасхой готовились и другие: для гостей, для слуг, для бедных родственников - творожные, сметанные, шоколадные, фисташковые и другие.

В Страстную или Великую пятницу, самый скорбный день в церковном календаре, верующие вспоминали о Распятии и Смерти Христа во искупление людских грехов. В этот день соблюдается самый строгий пост, а вокруг храмов совершаются траурные процессии с плащаницей. Богослужения, хоть и проникнуты скорбью, но уже готовят верующих к предстоящей Пасхе.

А в Великую Субботу уже в самих храмах ведется приготовление к ночному праздничному богослужению. На литургии Великой субботы духовенство переоблачается из черных риз в белые в знак того, что главная тайна христианства - победа Христа над смертью и Его воскресение - уже совершилась. Великая суббота - время внутреннего покоя, сосредоточенного, но и сдержанно-радостного ожидания пасхальных торжеств, переживания победы над грехом и смертью.

Во всей атмосфере чувствуется предощущение грядущего ликования от светлой вести, которую предстоит услышать верующим в грядущую полночь. В храмах наводится чистота, скорбные черные покровы, обрамляющие иконы, постепенно заменяются на праздничные, готовятся красные пасхальные свечи, с которыми прихожане пойдут на крестный ход. Над Царскими вратами появляется надпись "Христос воскресе!"

Собственно пасхальные торжества начинаются в полночь между Великой субботой и Светлым воскресеньем. Совершается особенная торжественная служба, затем начинается крестный ход вокруг храма, со свечами, под торжественный звон колокола.

Настроение последних дней, предшествующих Светлому празднику прекрасно передал в своем стихотворении Борис Пастернак:

На Страстной"

Еще кругом ночная мгла,

Еще так рано в мире,

Что звездам в небе нет числа,

И каждая, как день, светла,

И если бы земля могла,

Она бы Пасху проспала

Под чтение Псалтыри.

Еще кругом ночная мгла.

Такая рань на свете,

Что площадь вечностью легла

От перекрестка до угла,

И до рассвета и тепла

Еще тысячелетье.

Еще земля голым-гола,

И ей ночами не в чем

Раскачивать колокола

И вторить с воли певчим.

И со Страстного четверга

Вплоть до Страстной субботы

Вода буравит берега

И вьет водовороты.

И лес раздет и непокрыт,

И на Страстях Христовых,

Как строй молящихся, стоит

Толпой стволов сосновых.

А в городе, на небольшом

Пространстве, как на сходке,

Деревья смотрят нагишом

В церковные решетки.

И взгляд их ужасом объят.

Понятна их тревога.

Сады выходят из оград,

Колеблется земли уклад:

Они хоронят Бога.

И видят свет у царских врат,

И черный плат, и свечек ряд,

Заплаканные лица -

И вдруг навстречу крестный ход

Выходит с плащаницей,

И две березы у ворот

Должны посторониться.

И шествие обходит двор

По краю тротуара,

И вносит с улицы в притвор

Весну, весенний разговор

И воздух с привкусом просфор

И вешнего угара.

И март разбрасывает снег

На паперти толпе калек,

Как будто вышел человек,

И вынес, и открыл ковчег,

И все до нитки роздал.

И пенье длится до зари,

И, нарыдавшись вдосталь,

Доходят тише изнутри

На пустыри под фонари

Псалтырь или Апостол.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,

Заслышав слух весенний,

Что только-только распогодь,

Смерть можно будет побороть

Усильем Воскресенья

(1946)