Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил праздничное Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя. Сюда сегодня прибыл президент России Владимир Путин. По сообщению агентства "Интерфакс", в храме также присутствуют премьер-министр РФ Михаил Фрадков, глава президентской администрации Дмитрий Медведев, полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, мэр Москвы Юрий Лужков.
За время пребывания на посту главы государства, отмечает агентство, В. Путин не пропустил ни одной пасхальной службы. В прошлом году, находясь с визитом в Таджикистане, президент был на пасхальном богослужении в православном храме святителя Николая в Душанбе.
Незадолго до начала ночного Пасхального богослужения в московском аэропорту Внуково приземлился самолет из Иерусалима, доставивший в Россию величайшую святыню - Благодатный огонь, сообщает ИТАР-ТАСС. Вот уже много веков накануне великого праздника он сходит на Гроб Господень. В этом году здесь собралось рекордное за последние три года число паломников. Свидетелями чуда стали в Великую Субботу более 10 тысяч представителей разных народов, среди которых были и россияне. Российская делегация находилась на Святой земле для участия во Всеправославной молитве о мире.
За несколько минут до начала службы святыню доставили в храм Христа Спасителя. Сегодняшней ночью в храме Христа Спасителя собрались около пяти тысяч человек. Храм убран цветами, в нем зажжены все светильники и свечи.
Перед началом богослужения Патриарх обратился с приветствием к телезрителям. "Пусть радость о воскресшем Господе укрепляет всех вас на вашем жизненном пути в делании любви, добра и сострадания к ближним", - сказал он.
В отличие от предыдущих лет Патриарх адресовал поздравление не только к своей пастве, но и к прихожанам Русской православной церкви заграницей, сближении с которой наметилось в последние полгода, а также к верующим других конфессий, отмечающих Пасху в этом году в один и тот же день.
"Я от души желаю, чтобы радость праздника коснулась сердца и души каждого человека, кто сегодня отмечает светлое Христово Воскресение, чтобы ваше настроение было светлым, также как светел и радостен праздник Пасхи Христовой", - сказал Патриарх.
Он также призвал христиан делится пасхальной радостью друг с другом, "чтобы никто не остался бы забытым, и постараться проявить милосердие особенно к одиноким и больным людям".
Около полуночи Крестный ход во главе с предстоятелем Русской православной церкви обошел вокруг главного православного собора России, а вслед за этим - уже с наступлением воскресного дня - началась Пасхальная утреня и литургия.
Торжественные богослужения в ночь с субботы на воскресенье совершаются во всех православных храмах (в столице их 480, а всего в России - 16350 церквей). Повсюду под звон колоколов духовенство и прихожане с зажженными свечами, иконами и хоругвями выходят из храма, обходят его и останавливаются перед закрытыми дверями, словно перед входом ко Гробу Господню. Под пение: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав" - двери открываются, молящиеся входят в храм, чтобы принять участие в самом радостном богослужении года.
За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса - особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).
Христиане всех конфессий в нынешнем году празднуют Пасху в один день
Торжественные богослужения совершается сегодня и в главном католическом храме мира - соборе святого Петра, и во всех других храмах всех христианских конфессий нашей планеты. Ведь В 2004 году все христиане мира - православные, католики, протестанты, англикане, армяне - отмечают праздник Светлого Христова Воскресения в один день.
Такие совпадения - не исключение. Тем не менее, всегда, когда они случаются, люди задумываются о необходимости единения всех последователей Спасителя на планете. А ведь именно Его последователем должен ощущать себя каждый христианин.
В ближайшие пятнадцать лет общее празднование Светлого праздника выпадет на 2007, 2010, 2011, 2014 и 2017 годы.
Особенность нынешнего праздника отмечают сегодня и церковные иерархи, и политики, и простые верующие.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заявил, говоря о нынешнем дне, что "к христианскому единству мы стремимся и в праздновании вместе, в один день, Светлого праздника Пасхи Христовой. Мы чувствуем нашу общность и единение, прославляя Воскресшего Господа, Спасителя нашего".
Глава российских католиков архиепископ Тадеуш Кондрусевич назвал нынешнее совпадение пасхалий добрым знаком, "знамением свыше".
Президент Путин, отмечая то, что в этом году Пасху вместе встречают последователи всех христианских Церквей, назвал этот факт "символичным.
Cамый главный праздник
Пасха - самый главный праздник христианского года, в основе которого лежит евангельское повествование о чудесном воскресении Иисуса Христа, распятого на кресте. Ученики и последователи Христа восприняли Его смерть как искупление грехов мира, а воскресение - как победу над силой зла и дарование Богом вечной жизни. Иисус Христос, принеся Себя в жертву на кресте, даровал людям избавление от вечной смерти и проклятия - неизбежных последствий человеческого греха.
Самый древний праздник
Пасха является не только самым главным, но и самым древним из всех христианских праздников. Он был установлен и отмечался уже во времена апостолов. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания: первое - о страдании, а второе - о Воскресении Иисуса Христа. Празднованию Пасхи посвящались как дни, предшествующие торжеству Воскресения Христова, так и следующие за ним. В зависимости от характера воспоминания, каждый этап праздника имел свое наименование - Пасха Страданий (иначе, - Пасха Крестная) и Пасха Воскресения. Первый этап праздника отмечался постом и покаянием, а второй - праздничными торжествами.
Пасха у первых христиан
В первые века христианские общины отмечали Пасху в разное время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали одновременно с Пасхой иудейской - 14 нисана по еврейскому календарю, независимо от того, на какой день недели выпадал праздник. Западная Церковь отмечала Пасху в первое воскресенье после весеннего равноденствия. Первая попытка установить для всех Церквей единое правило празднования Пасхи была предпринята св. Поликарпом, епископом Смирнским, в середине II века. Но окончательное решение о едином праздновании Пасхи было принято только на Первом Вселенском Соборе, проходившем в г. Никее (современный г. Изник, Турция) в 325 г. Собор постановил, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния при условии, чтобы она никогда не совпадала с иудейской Пасхой. Таким образом, Пасха является подвижным праздником, выпадающим каждый год на разные числа в период с 22 марта по 25 апреля. Эти числа определяются по особой таблице, Пасхалии, в которой указаны даты празднования Пасхи на много лет вперед.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение отличается особой торжественностью. Перед его началом в храмах зажигаются все светильники и люди, находящиеся в храме, стоят со свечами в знак особой духовной радости. Со времен апостолов пасхальное богослужение совершается ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане тоже бодрствуют в священную для них ночь Воскресения Христова.
Богослужение начинается с крестного хода - торжественной процессии вокруг храма с фонарем, хоругвями, Евангелием, иконами Воскресения Христова и Божией Матери, с пением канона Пасхи. Верующие приветствуют друг друга словами "Христос воскресе!", на которые следует ответ: "Воистину воскресе!". В конце богослужения совершается освящение артоса (греч. "хлеб") - большой просфоры с изображением Креста или Воскресения Христова, которая затем устанавливается в храме на аналое вместе с иконой праздника. Артос является напоминанием того, что Иисус Христос Своей Крестной смертью и Воскресением стал для христиан истинным Хлебом вечной жизни. В Светлую Субботу артос дробится и раздается всем верующим.
В первые века у западных христиан существовал обычай совершать в пасхальную ночь таинство Крещения. В западной традиции и по сей день освящение воды и таинство Крещения совершается во время пасхального богослужения перед началом литургии.
Основные пасхальные торжества продолжаются в течение всей последующей недели, называемой Светлой седмицей, и заканчиваются на восьмой день - в воскресенье (второе воскресенье после Пасхи).