О своем эксперименте студентка Британской высшей школы дизайна Дарья Федорова рассказала The Village в конце сентября. Ранее она в рамках творческого эксперимента делала слепок с собственного лица и, залив его питательной средой, вырастила колонии микроорганизмов.
"Мысль посмотреть на то, что остается на иконе после поцелуев верующих, но скрыто от наших глаз, возникла совершенно случайно. Я просто подумала, что круто было бы собрать образцы с икон из разных церквей, вырастить эти микроорганизмы и визуализировать", - рассказала Федорова.
Она пригласила поучаствовать в эксперименте сотрудницу неназванной лаборатории. Вместе они побывали в нескольких церквях, расположенных неподалеку от станции метро "Третьяковская" в Москве. Федорова утверждает, что пыталась получить разрешение на взятие проб у настоятеля одного из храмов, однако "выяснилось, что он будет только через неделю", а девушки были "настроены решительно и ждать не собирались".
"После этого мы решили просто заходить в церкви и, не спрашивая разрешений, брать смывы. Потому что, если я это стекло целую, я имею право знать, что на нем. Тем более что эти следы видны невооруженным взглядом - на одной из икон был даже блеск для губ", - пояснила студентка, которая уверяет, что является верующей.
Первые неудачи и мысли о "святых микроорганизмах"
Всего смывы были взяты с десяти икон, расходящихся в шести храмах Замоскворечья. "Когда мы только начали высеивать в лаборатории, было много неудач, ничего не росло - мы даже подумали, что это святые микроорганизмы, которые просто так нам не дадутся. Потом повторно засеяли на нескольких питательных средах, пошел рост, и мы все-таки идентифицировали микроорганизмы. Большинство из них условно-патогенные организмы: стафилококки, стрептококки, синегнойные палочки, кишечные палочки", - говорит Федорова.
Она уточнила, что не может, не являясь врачом, утверждать, что эти микроорганизмы могли навредить кому-то, но сделала вывод о том, что иконы не были стерильными. Также будущий дизайнер выразила надежду на появление в Москве "большой спонсируемой сайенс-арт-лаборатории с современным оборудованием", где художники могли бы вместе с учеными работать над подобными проектами.
"Если это экспертная деятельность, то она, на мой взгляд, является незаконной. Потому что данные эксперты, насколько мне известно, не обладают ни необходимыми разрешительными документами, ни правами на проведение медицинских или экспертных действий. Если же рассматривать данную акцию как акт творческого самовыражения, то подобный акт является совершенно неуместным в церкви. И вообще не только в церкви, а в любом пространстве, которое является частным и сакральным пространством для многих людей. Он нарушает право на частную жизнь религиозных организаций", - прокомментировал инициативу Дарьи Федоровой Кипшидзе.
Он предположил, что исследовательницы "смешали научный подход с представлениями о творческой свободе", а также подверг сомнению научную ценность проведенного эксперимента. Кипшидзе также уточнил, что Церковь проводить подобное исследование не намерена, поскольку настоятели всех приходов и без того стремятся соблюдать гигиенические требования, оговоренные законом.
"Абсолютное большинство настоятелей московских храмов стремятся соблюдать все необходимые гигиенические правила в своих приходах. И делать вывод о том, что они недостаточны, на основе эксперимента, который не удовлетворяет критериям научности, потому что проводился людьми, не обладающими законно установленными компетенциями, я считаю неадекватным", - заключил представитель РПЦ.
Отметим, обязанность обрабатывать поверхность икон в церквях, как правило, лежит на тех же служителях, которые отвечают за чистоту и безопасность подсвечников. Стекла икон обрабатываются спиртосодержащими жидкостями или антибактериальными средствами. В одном храме могут находиться десятки и сотни икон, в разной степени востребованных у прихожан. Как правило, отдельного служителя для антибактериальной обработки назначают в случаях, когда перед той или иной святыней выстраиваются очереди, как это происходило, к примеру, во время пребывания в Москве мощей святителя Николая Чудотворца или пояса Богородицы.