Газета Washington Post обратила внимание на Жанну Бичевскую. Известная еще с советских времен исполнительница народных песен привлекла внимание газеты тем, что обогатила свой репертуар балладами, посвященными Ивану Грозному, которого она называет воином, служившим Церкви и истреблявшим врагов России. В материале, появившемся сегодня на страницах заокеанского издания (с его переводом знакомит сайт InoPressa.Ru) говорится, что свой последний альбом, вышедший нынешним летом, певица посвятила страшному властителю Руси, которого на протяжении веков называли одним из самых кровавых злодеев во всей российской истории. Между прочим, один из дисков Жанна Бичевская лично передала Патриарху Алексию II. В одной из песен на этом диске певица уверяет слушателей в том, что Бог отметил царя Ивана святым нимбом.
"Они называют его еретиком, но на самом деле он святой", - заявляет Бичевская.
Как ни удивительно, певица не одинока в своем почитании грозного царя, который, как свидетельствует история, с детских лет слыл откровенным садистом, жесточайшим образом уничтожил тысячи сограждан и учредил бесчинствовавшую на протяжении десятилетий тайную полицию. Washington Post отмечает, что в России существует целое движение, которое призывает Русскую православную церковь (РПЦ) объявить царя святым.
В это движение входят священники, пошедшие против официальной линии РПЦ, политики-националисты, сотрудники радикальных националистических газет и монархисты. Но, кроме того, его ряды, по мнению американского издания, все больше пополняются простыми православными верующими.
Между тем, как считают представители РПЦ, это движение является серьезной проблемой для Церкви, поскольку оно ведет активную пропаганду, подминая под себя тысячи людей, что угрожает единству Церкви.
Патриарх Алексий II открыто выступил против идеи канонизации Ивана Грозного, назвав "безумием" попытки уравнять "убийц и мучеников, развратников и святых". В настоящий момент комиссия РПЦ по канонизации собирает исторические свидетельства, доказывающие, что Иван Грозный никак не может быть причислен к лику святых.
Washington Post считает, что в недалеком прошлом "проивановские" силы уже достигали некоторого успеха. "Успехом" газета называет канонизацию последнего российского император, причисляя, таким образом, к "ивановцам" тех, кто никогда не сомневался в святости Николая II. В публикации говорится, что "Церковь поддалась определенному давлению этих сил, несмотря на то, что был прекрасно известен антисемитизм Николая, и то, что он потворствовал еврейским погромам в России".
Как отмечает Washington Post, злодеяния грозного царя современные фанаты Ивана IV называют "мифами, легендами и ложью", созданными русофобами, католиками и евреями. Они величают Ивана первым российским императором, раздают на общественных мероприятиях открытки с изображением иконы Ивана с одной стороны и молитвой за него - с другой. Существует даже диск CD, на котором собраны свидетельства, которые должны подтверждать их правоту. Среди таких свидетельств, - фреска XVI века, украшающая одну из церквей Кремля, где царь изображен с нимбом над головой.
Одной из главных причин роста популярности идеи канонизации Ивана Грозного американское издание считает "наивное невежество" некоторых православных верующих в отношении их собственной истории, характерное для общества, десятки лет формировавшегося в условиях репрессий. Кроме того, по словам издателя газеты "Православный вестник" Сергея Чапнина, приводимым в Washington Post, люди стоящие за этим движением, "открыто оспаривают авторитет" Патриарха Алексия II.
Между тем, Иван Грозный - не единственная фигура, которую поднимают на свое знамя представители этого движения. Так, многие из них выступают за канонизацию Григория Распутина. Но и это еще не все. Как пишет Washington Post, сегодня некоторые сторонники Ивана Грозного призывают заодно канонизировать и Сталина, который, создал нечто вроде культа Ивана Грозного, ставил ему в заслугу обуздание соперничающих удельных князей и утверждал его "духовность".
По словам Бичевской, сейчас поклонники Ивана IV учат людей молиться о грозном царе.
Между тем, небезынтересна метаморфоза и самой певицы. В доперестроечные времена печальные песни, исполнявшиеся Жанной Бичевской в балладном стиле под гитару, смотрелись ярким контрастом на фоне показного оптимизма праздничных концертов брежневских лет, что само по себе уже было своеобразной формой протеста. К концу 1990-х годов певица занялась богоискательством, в чем ей, по-видимому, помог ее будущий муж, сочинитель религиозных песен из Тулы.
Сегодня, как отмечает Washington Post, свой "религиозный национализм Жанна дважды в неделю пропагандирует на государственной радиостанции "Голос России". Тирады против богатых "олигархов", лидеров бизнес-сообщества, перемежаются с призывами отобрать Православную церковь у коррумпированной иерархической верхушки.
"Они называют нас раскольниками. Они называют нас разрушителями православия", - цитирует газета слова Бичевской.
К Патриарху Бичевская, по мнению автора публикации, относится свысока, называя его "просто боссом", окруженным в советском стиле привилегированными назначенцами - "церковным политбюро", по замечанию певицы.
Как говорит Бичевская, после каждой передачи, в которой упоминается об Иване Грозном, она получает мешки писем. "Люди благодарят меня, просят прислать им иконы и молитвы за Ивана Грозного". С одной стороны, она не отрицает, что Иван принимал участие в зверствах. С другой, - уверена, что всю эту "грязь" об Иване состряпали католики.