По словам Силантьева, в XIX веке российские мусульманские ученые серьезно влияли на мировую исламскую мысль, и "это был, по сути, единственный подобный период, благодаря сильной Российской империи". В настоящее время, отметил эксперт, эти традиции во многом утрачены, в том числе из-за разобщенности мусульманской уммы в России - в стране действует несколько крупных централизованных мусульманских организаций, а также много независимых муфтиятов.
"Для того чтобы российские муфтияты могли полноценно влиять на процессы в мировом исламе, им требуется создать отечественный образовательный центр уровня каирского университета "Аль Азхар" или дамасского университета "Абу Нур", совет мусульманских ученых, включающий в себя всемирно известных богословов и способный издавать авторитетные для значительной части мусульман богословские заключения - фетвы, а также эффективную систему международных средств массовой информации", - отметил Силантьев.
По его словам, для решения первых двух задач можно воспользоваться помощью Сирии, которую она предлагает российской стороне. "Мусульманские ученые готовы помогать в развитии исламских вузов России, а также готовы создать совместный российско-сирийский совет улемов антиваххабистской направленности", - пояснил эксперт.
В России в настоящее время действуют такие централизованные исламские организации как Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ), Совет муфтиев России (СМР), Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК). Также существуют Российская ассоциация исламского согласия (РАИС) и Объединенный исламский конгресс (ОИК). При этом, как отмечает Силантьев, по количеству зарегистрированных общин ведущее место занимает независимое Духовное управление мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ).
По мнению эксперта, первичный импульс по созданию упомянутого исламского центра должен исходить от государства, которое могло бы выступить с соответствующей инициативой, предоставить определенное финансирование.
"У нас много ведущих централизованных организаций, сейчас их пять, но мы не можем же создать пять центров мирового уровня. И это все-таки должен быть образовательный центр, не подчиненный никакой из этих структур, "замкнутый" именно на государство, созданный в самом надежном месте, например в Уфе или в Грозном, где были бы собраны лучшие специалисты", - сказал собеседник агентства.
При этом Силантьев не исключил, что центром исламской богословской мысли в России мог бы стать даже не вуз, а факультет исламской теологии в каком-либо светском государственном вузе - главное, чтобы была собрана "мощная команда" ученых. Как считает религиовед, в данном случае целесообразно также привлечение зарубежных специалистов, что, по его словам, уже не раз бывало в отечественной истории.
"Надо сказать, что мы готовы гонимых богословов из Ирака, Сирии, из других мест позвать к нам на хороший оклад, где их жизни ничего не угрожает, где они могут спокойно заниматься наукой, - это, на самом деле, все можно относительно быстро сделать. Например, сейчас массово убивают богословов в Ираке. В Сирии большие проблемы у них, у богословов Египта, Пакистана - угрозы поступают в их адрес со стороны ваххабитов, покушения, из-за чего они не могут нормально своей деятельностью заниматься. Надо звать их к нам и создавать им эти условия", - считает Силантьев.
По его словам, привлекать зарубежных ученых можно и не обещая им каких-то сверхъестественных денег и роскошных жилищных условий - в Россию они поедут "просто за безопасностью и за возможностью заниматься привычным делом". Как отметил собеседник агентства, он лично говорил с некоторыми людьми, и они, по его словам, "просят очень небольшие деньги и готовы на очень скромные условия, и готовы работать хоть в Москве, хоть в Грозном, хоть в Казани - собственно, даже неважно, где".
"Все это, имея в виду создание такого исламского центра, вполне реально и не требует невозможных затрат - только некоторой смелости и политической воли", - добавил он.
Силантьев сообщил также, что в прошлом году в ходе поездки в Сирию с рядом мусульманских религиозных деятелей из России встречался с Верховным муфтием Сирии шейхом Ахмадом Бадреддин Хассуном, и тогда родилась идея создать российско-сирийский совет улемов антиваххабистской направленности. В него также могли бы войти мусульманские ученые-богословы из Ирака, Египта, Марокко, некоторых других стран, сказал собеседник.
"Но богословы Сирии - как страны, наиболее пострадавшей от радикалов-ваххабитов, - могли бы составить костяк этого совета. Поскольку они прежде всего заинтересованы в серьезном противодействии тому злу, которое нанесло им тяжелейший урон, больше которого стране за всю историю никакая идеология не наносила. Для них это жизненно важная задача, для нас тоже. В этом смысле мы солидарны. И не только мы - в мире много стран могли бы к нам присоединиться", - отмечает Силантьев.
Говоря об информационной составляющей, религиовед заметил, что российское телевещание на арабском языке при определенных вложениях и корректировках формата могло бы составить "серьезную конкуренцию таким пропагандистским инструментам враждебных России сил, как телеканал "Аль-Джазира", - подобно тому, по его словам, как телеканал Russia Today является эффективным англоязычным медийным ресурсом. "Нужно доносить до мусульманского мира альтернативную точку зрения, что вместе с корпусом сетевых информационных ресурсов позволило бы создать систему эффективной контр-пропаганды, информационной защиты традиционного ислама", - заявил эксперт.