Информационное агентство вначале процитировало высказывание представителя Израиля, разочарованного тем, что Папа Римский "однозначно и напрямую" не осудил иранского президента Махмуда Ахмадинежада. Но позднее все тот же дипломат Одед Бен-Гур заявил корреспонденту газеты: "Я не намеревался давать подобный комментарий, я даже не знаю, откуда он взялся. Я бы не хотел распространять двусмысленные намеки в отношении важного выступления Бенедикта XVI о мире во всем мире, которое мы полностью поддерживаем".
Бен-Гур заявил, что "точка зрения Святого Престола на политику нового иранского президента в отношении Израиля не обсуждается, так как у нас нет сомнений по существу этой точки зрения". Однако агентство Apcom привело высказывание, сделанное израильским послом после выступления Папы: "Я бы хотел услышать от Папы слова жесткого, однозначного и прямого осуждения иранского президента Махмуда Ахмадинежада, который в настоящее время является единственной угрозой на планетарном уровне. Не было сделано никакого акцента на Иран, на его ядерную гонку вооружений, на оскорбительные заявления в адрес Израиля, наконец, не было сказано ни слова о его высказываниях по Холокосту". Как объяснить это противоречие? "Я лишь по горячим следам выступления понтифика, – говорит Бен-Гур, – хотел еще раз подчеркнуть серьезность угрозы заявлений иранского президента для международного сообщества".
Как казалось, начинается новый кризис в отношениях между Святым Престолом и Израилем, хотя еще вчера, говоря об израильско-палестинском конфликте, Папа отнес его к проблемам, которые могут быть "разрешены, и спорам, которые могут быть урегулированы по справедливости. Возможны глубокие и долгосрочные соглашения". Но если один из законных интересов "не признается и не принимается в расчет, тогда наступает непонимание, столкновение, насилие и произвол. По моему мнению, подобные размышления можно применить к такому болезненному очагу мира, каким продолжает оставаться Святая Земля. Там государство Израиль должно мирно существовать в соответствии с нормами международного права, там аналогичным образом палестинский народ должен иметь возможность развивать собственные демократические институты для свободного будущего и процветания".
Очередная версия классической линии – два народа, два государства. И даже если посол Бен-Гур заявляет, что "сегодня не ставятся под сомнения добрые отношения между Святым Престолом и Израилем, и во время этого понтификата были отмечены серьезные успехи", двусторонние отношения пережили в недавнем прошлом моменты напряженности: летом, когда во время "Молитвы к Пресвятой Богородице" Папа говорил о других жертвах терроризма, но не об Израиле, и из-за застоя на переговорах по приданию юридического статуса Католической церкви на Святой Земле.
Но вчера Папа говорил о терроризме жестко и категорично, назвав его даже "моральным извращением". Бенедикт XVI, прервав тенденцию ватиканских властей, которые до последнего времени пытались отрицать и минимизировать опасность столкновения между цивилизациями, назвал эту угрозу возможной. "В нынешнем мировом контексте определенно просматривается опасность столкновения цивилизаций. Эта опасность становится еще более угрожающей из-за организованного терроризма, распространяющегося в планетарном масштабе. Существует множество сложных причин, в том числе и политико-идеологического характера, а также причин, связанных с ошибочными религиозными концепциями".
Папа Ратцингер говорил о "негуманных актах шантажа, которые ввергают в панику целые народы", Он повторил, что "никакие обстоятельства не могут оправдать эту преступную деятельность, которая покрывает позором тех, кто ее осуществляет, но еще больше достойно порицания то, что, прикрываясь религией, как щитом, правда Божья опускается до уровня слепоты и морального извращения". Он призвал к свободе вероисповедания на основе заявлений ООН: "Основополагающие права человека одинаковы на всех широтах; среди них на первом месте должно быть признание права на свободу вероисповедания, поскольку оно касается самого важного человеческого общения – общения с Богом".