По словам автора публикации в "Российской газете", документ этот, с которым ему удалось познакомиться, весьма любопытный. Ничего подобного в нашей армии военачальники не утверждали с начала прошлого века.
Директива начальника Генштаба, изданная осенью 2009 года, и жестко регламентированный порядок набора военных священнослужителей открыли гарнизоны для отправления религиозных культов. Но между тем, как отмечает издание, дорога в армию будет открыта представителям любой конфессии. В Положении нет ни слова, что армейский священник должен быть обязательно православным, поэтому должность помощника командира части по работе с верующими военнослужащими теоретически может занять наравне с православным священником мулла, раввин и лама.
В Минобороны, утверждает автор статьи, сказали: в каком пастыре будут нуждаться солдаты, такого и получат. Не ясен пока вопрос, как быть с частями, где конфессиональная принадлежность военнослужащих неоднородна, поскольку должность "военного капеллана" всего лишь одна. Хотя в любом случае речь, скорее всего, будет идти о представителях традиционных религий России - православного христианства, ислама, иудаизма и буддизма. Будет ли возможность у католиков, баптистов, адвентистов и последователей других верований получать духовное попечение, - неизвестно.
В Положении подчеркивается, что в религиозные дела комсостав вмешиваться не должен. Вера солдат и офицеров - дело сугубо личное, и принуждать к совершению каких-либо обрядов военнослужащих запрещено.
Погоны помощники командира по работе с верующими носить не будут, но участвовать в жизни подразделений им придется по достаточно полной программе. Им придется выезжать на стрельбища и полигоны, участвовать в походах и учениях, им можно будет взять в руки и оружие, если, конечно, этого не запрещает их религия.
Главное направление их деятельности, определенное Положением, - это духовно-просветительская работа с военнослужащими, их патриотическое и нравственное воспитание. Отдельно там записано, что священнослужители должны участвовать в укреплении правопорядка и воинской дисциплины, профилактике правонарушений и суицидов.
Для кандидатов в "капелланы" предусмотрена специальная подготовка. Первая группа священнослужителей в конце прошлого года прошла ее в Ростове-на-Дону. Место было выбрано не случайно, поскольку комплектование бригад духовенством планируют начать с Северо-Кавказского военного округа и наших армейских баз за рубежом.
В Минобороны "Российской газете" рассказали, что после жесткого отбора пока решено было направить двух православных священников в Северо-Кавказский военный округ, по одному - на Черноморский флот и российскую военную базу за пределами страны. Между тем потребности в военном духовенстве у армии намного большие, но командование хотело бы прежде посмотреть, как пойдет работа, поскольку дело это совсем новое.
Назначение кандидатов в военное духовенство проводится, с одной стороны, по рекомендации религиозных объединений, с другой - священнослужитель должен отвечать нескольким требованиям, предъявляемым Министерством обороны.
Будущий "капеллан" должен иметь за плечами не менее пяти лет пастырской деятельности, как минимум - полное среднее образование, а также пройти медицинскую комиссию. Только после этого командирам разрешат заключить с ним трудовой договор или контракт. Иными словами - военные священники станут гражданскими служащими Российской армии.
Однако их должностной статус, а следовательно, и зарплата, будут выше, чем у другого штатского персонала. По некоторым данным, военным священникам будут платить от 25 до 40 тыс. рублей в месяц - в зависимости от места службы. Жить они, скорее всего, станут в офицерских общежитиях или служебных квартирах. Кроме того, в штабе части каждому предоставят кабинет.
Единственное, что не берет на себя армия, - покупку религиозной утвари и других культовых принадлежностей. Полагают, что этот труд возьмут на себя сами религиозные объединения.
По данным социологического центра Вооруженных сил, которые приводит "Российская газета", сегодня более 70% солдат и офицеров причисляют себя к верующим. 80% из них являются православными христианами, 13% - мусульманами, 3% - буддистами, 4% - приверженцами других конфессий.