В ходе дискуссии выступавшие пришли к выводу, что в современном искусстве должны соблюдаться грани дозволенного, чтобы те или иные выставки и спектакли не оскорбляли чувств верующих и не привносили в российское общество разрушительные идеологии, сообщает РИА "Новости".
Было отмечено, что за последний год произошло несколько резонансных событий, связанных с оскорблением чувств верующих, например, постановка "Тангейзера" в Новосибирске, которая на круглом столе была названа скандальной, и выставка "Скульптуры, которых мы не видим" в московском Манеже.
По словам главного редактора радио "Радонеж" Евгения Никифорова, пока все давали оценку действиям православных активистов в Манеже, никто особо не говорил о том, а было ли богохульство на выставке "Скульптуры, которых мы не видим".
"Происходит глубочайший кризис нашей культуры: выставочные залы - Третьяковская галерея, Манеж и Эрмитаж - самые консервативные части нашего общества, и если такие вещи там происходят (выставка в Манеже), мы должны бить во все колокола, потому что мысль, что такое можно выставлять, не должна приходить в голову сотрудникам музеев", - приводит РИА "Новости" слова Никифорова.
Актриса театра и кино, народная артистка РСФСР Валентина Талызина выразила уверенность, что в искусстве должны быть границы. "В творчестве цензуры быть не должно, но контроль нужен", - подчеркнула она. Актриса также предложила ввести градацию фильмов и сериалов от "очень плохой" до "очень хороший".
В свою очередь, певица Варвара призвала бороться с пошлостью, со слишком "открытыми дверьми" на телевидении, в интернете и уберечь от этого детей.
Как пояснила адвокат Людмила Айвар, в России уже существуют разные комиссии и органы, контролирующие деятельность представителей искусства. "Есть специальные органы при Минкультуры, в регионах, которые разрешают или не разрешают общественности смотреть те или иные выставки, фильмы, потому что они, например, вульгарны", - рассказала Айвар.
Она отметила, что право одного заканчиваются там, где начинаются права другого. Если искусство переступает грань, то оно перестает быть искусством.
Адвокат особо подчеркнула, что возбудить уголовное дело по таким статьям, как оскорбление чувств верующих, очень сложно. "Для того чтобы признать, что такого рода нарушение имело место, нужна специальная экспертиза. Правоохранительные органы часто говорят, что и так заняты убийствами, изнасилованиями, еще не хватало и культурой заниматься. Если такие ситуации, как в Манеже, не вызывают большого резонанса, то эти дела, как правило, остаются в кабинетах у следователей", - рассказала эксперт.
Она добавила, что для тех людей, которые пытаются защитить культуру, важно реагировать на каждый случай. "Для нас важно не оставаться безучастными. На каждый случай нарушения законодательства, который прописан в федеральном законе, должна быть соответствующая реакция", - убеждена Айвар.
Однако она отметила, что правоохранительные органы не в силах помешать так называемым деятелям искусства в частных театрах ставить какие угодно спектакли или открывать выставки. Правоохранители не могут прийти в частный театр, музей, как и в любую квартиру, без повода и соответствующего постановления.
Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер заметил, что ситуация не будет разрешена, "пока каждый гражданин Российской Федерации не поймет, что этот вопрос жизненно важный". По мнению представителя Русской православной церкви, если подобные правонарушения в сфере искусства продолжатся или станут нормой, то это приведет к исчезновению общества и государства.
"Если Бога нет - все позволено. В конституции Бога не предусмотрено. Поэтому и богохульства там быть не может... Уповать на законы можно. Но кардинальными мерами проблему не решить. Если общество состоит из добропорядочных, благовоспитанных людей, им в голову не придет этого делать (богохульственные выставки и постановки в театрах). Решить эту проблему можно единственным способом - образованием и воспитанием", - считает Никифоров.
Он также заметил, что в современном обществе есть также и много здорового творчества, например недавний кинофестиваль "Радонеж", на который было прислано более 300 документальных фильмов о духовной жизни.