"Сам термин "клерикализация" настолько размыт в наше время, что его используют для осуждения любых попыток Церкви выйти за рамки гетто, в котором она существовала весь советский период. Тогда как исторически им описывали стремление религии получить политическую власть, то есть заменить или подчинить светский государственный аппарат. Для Церкви такая "клерикализация" самоубийственна", - приводит портал "Интерфакс-Религия" слова Легойды.
Именно поэтому, подчеркивает официальный представитель Московского патриархата, священникам Русской церкви "строго запрещено выполнять любые властные функции, во всех ветвях власти". Если же, по его словам, Церковь отдавала бы предпочтение правящей партии, она никогда не вступала бы в диалог с другими, не критиковала бы законопроекты, которые инициирует "Единая Россия".
Как отмечает Легойда, государство сегодня совершенно не вмешивается во внутренние дела Церкви. "Открывать или не открывать епархии, каких и куда назначать священников, с какими выступлениями выходить в медийное пространство, где и когда проводить молебны - эти и другие вопросы устроения церковной жизни, а также отношений Церкви и общества Русская православная церковь решает самостоятельно", - заявил он.
Автор статьи указывает также на то, что "Церковь хочет и может влиять на общество и делает это". "А как иначе? В свое время маленькая община христиан в Римской империи изменила ход истории человечества. И сделала это не огнем и мечом, а примером и убеждением. Идеи всегда конкурируют. Или в современном мире, с его пластиковой моралью, супермаркетовскими развлечениями и девиациями, возведенными в норму, не может звучать Евангелие? Не надо ошибочно принимать за клерикализацию выполнение Церковью своей обычной миссии - проповеди", - говорится в статье.
По словам представителя Церкви, вера проявляется в следовании своим представлениям о добре и зле в публичной сфере. "Если христианин является противником абортов, разве он не может, будучи, скажем, депутатом или чиновником, отстаивать эту точку зрения, мотивируя ее своими взглядами? Если не может - значит, он ханжа и лицемер, а если может и делает, то вовсе не проводник клерикализации, а просто последовательный верующий человек", - подчеркнул он.
Владимир Легойда также призвал подумать над тем, есть ли где-нибудь в тех странах, которые приводятся как пример для подражания, такие отношения, которые назвали бы чистым секуляризмом, "или это утопия, которая возникает в головах тех, кто просто не переносит все, что связано с религией".
"Активистка движения FEMEN, вероятно, претендующая на роль видного теоретика секуляризма, сообщает из Парижа, как Ленин из Разлива, что Франция - "атеистическое государство". Может быть, если бы она овладела какими-нибудь интеллектуальными навыками, кроме тех, которые необходимы для пользования бензопилой "Stihl", она бы сделала для себя массу открытий", - отмечается в статье.
Легойда напомнил, что президент Франции до сих пор формально назначает епископов в Эльзасе и Лотарингии, а жители этого региона изучают за государственный счет Закон Божий (даже не основы католической культуры), из бюджета Франции выделяются огромные средства на содержание культовых учреждений страны, священники в североевропейских странах получают зарплату из госбюджета, а американские налогоплательщики содержат военных капелланов.
Автор публикации в журнале "Эксперт" в то же время признал, что церковно-государственные отношения в России неидеальны, а некоторые клирики "не выдерживают искушения" и пользуются своими отношениями с власть предержащими "не в целях христианского свидетельства".
"Эти проблемы известны, и Церковь намерена их не замалчивать, а разрешать. Скажу одно: церковно-государственные отношения были бы намного хуже, если бы их стали строить с позиции социальной утопии, клерикальной или секулярной. Это одинаково вредно и для Церкви, и для общества", - заключил Владимир Легойда.