Досада по поводу ситуации с Россией является ярким примером того, что на протяжении 25-летнего пребывания Иоанна Павла II на Святом престоле в качестве главы почти что миллиарда католиков, рассеянных по всему миру, многие вопросы ему так и не удалось решить. Россия остается terra incognita среди стран, которые посетил Папа (всего он совершил 102 поездок за границу). Но это пробел не только на географической карте Папы, но и важная недостающая деталь на плане религиозно-политическом, где речь могла бы идти о примирении крупнейших ветвей христианства, которые не могут найти общий язык вот уже на протяжении тысячи лет.
В октябре будет отмечаться 25-я годовщина пребывания Папы на Святом престоле. По мере того как шли годы тема ухода Папы, ранее являвшаяся запретной, стала предметом обсуждения высокопоставленных руководителей церкви. Начали даже подводить итоги его деятельности и обсуждать то, что ему удалось сделать, а какие дела остались незавершенными.
Поддержку антикоммунистического движения на его родине, в Польше, и в других странах, находившихся в сфере влияния Советского Союза, часто называют главным элементом наследия Иоанна Павла II.
Участники недавно состоявшейся в Риме конференции, посвященной деятельности Папы, восторженно отзывались о многих заслугах Папы. Они не могли не отметить его дар духовного пастыря, позволивший шире распространить католическое учение в мире и усилить влияние Ватикана. В его "послужном списке" - кампания в защиту святости института брака и ценности человеческой жизни даже на стадии эмбрионального развития. Особо говорилось о глубоком почитании Папой Девы Марии, о его многочисленных богословских сочинениях.
Однако другие рубежи, к которым стремился приблизиться Римский Первосвященник, - например, стремление изменить в лучшую сторону образ современного мира после окончания холодной войны, - многие считают не достигнутыми.
Наблюдатели отмечают, что Иоанн Павел II озабочен поворотом бывших коммунистических стран Восточной Европы к материализму в ущерб духовности. Папа питал надежды, что Восточная Европа привнесет дух благочестия в зажиточную, секуляризированную Западную Европу. Однако произошло как раз обратное.
"Это большое разочарование для Папы. Вместо возвращения к вере на Востоке произошло смещение в сторону секуляризации", - подчеркивает журналист Витторио Мессори, интервью которого, взятое у Папы в 1993 году, опубликовано в книге "Переступая порог надежды".
В данный момент Иоанн Павел II пытается убедить Европейский Союз, по крайней мере, признать вклад христианства в культуру Европы. Он настаивал, чтобы упоминание о христианских корнях Европы было включено во вступление к будущей европейской конституции. Однако Витторио Мессори убежден, что эта попытка обречена.
Отчасти, как полагает Мессори, это будет продиктовано тем, что вероятное вхождение в Европейский союз Турции с ее мусульманским большинством и Израиля, не позволит пойти на такой шаг. Однако, по мнению журналиста, такая излишняя деликатность ЕС абсурдна по сути. "Папа всего лишь просит признать очевидное. Без христианства не было бы Европы", - подчеркивает Мессори.
Массимо Каччари - ученый-философ и бывший мэр Венеции, со своей стороны полагает, что призыв Иоанна Павла представляет собой нечто большее, чем просто дань истории. "Другого выбора нет, - пишет он в журнал L'Espresso. - Для Европы это - выбор между атеизмом и христианством".
Определенные события, происходящие на мировой арене, - прежде всего, война с терроризмом, которую начали США, и их доктрина превентивного удара, - затмили призывы Папы к миру. Воинственные настроения противоречат представлениям Папы о мире после холодной войны, который, по его мнению, должен стать плодородной почвой для духовного возрождения.
Постоянные разговоры о войне цивилизаций - западной и мусульманской - подрывают еще одну его идею: попытку преодолеть столетнее непонимание между христианами, мусульманами и евреями. "Он отвергает войну как средство политики. И война, среди прочего, препятствует осуществлению всех его миссий, которые стоят выше материальных интересов", - отмечает историк католицизма Джорджио Руми.
Иоанн Павел II также надеялся посетить Китай, дабы преодолеть раскол с китайским правительством. Китайское руководство настаивает на своем праве назначать епископов в Китае в рамках так называемой "патриотической церкви", которая подотчетна правительству, а не Риму. Для любого Папы такая узурпации папских полномочий недопустима. Так что пока визит в КНР даже не планируется, и ситуация выглядит настолько щекотливой, что, когда недавно Папа объявил о назначении новых кардиналов, он не сообщил имя одного из них, поскольку это был прелат из Китая.
Как замечает далее The Washington Post, визит Папы в Россию не состоялся не из-за разногласий с Кремлем, а, скорее, из-за проблем с Русской православной церковью, которая считает Россию своей исконной территорией. В ходе истории она отождествила два понятия "русское" и " православное". Другие религии, включая католицизм, были объявлены религиями второго класса.
Папа представлял, что визит в Россию будет началом диалога с Русской церковью. Но здесь наблюдается различие подходов. "Православная сторона заявляла, что, прежде чем проводить встречу, необходимо решить существующие проблемы между двумя церквами, в то время как католическая сторона настаивала, что встреча должна стать первым шагом на пути разрешения проблем", - приводит газета мнение редактора журнала Inside the Vatican Роберта Мойнихэна.
Раскол между двумя церквами продолжается, несмотря на большие усилия российского и итальянского правительства по его преодолению. Как отмечает The Washington Post, даже российский президент Владимир Путин заявил, что не может переубедить русскую церковь, хотя в недавнем интервью с одним американским журналистом поддержал идею пригласить Папу в Россию.
"Для России это будет еще один шаг на пути интеграции в цивилизованный мир, в западное сообщество", - сказал он.
Путин, отмечает газета, рассказал, как он встретился с Папой и как попытался обойти препятствия, поставленные Русской православной церковью. Он предложил пригласить Иоанна Павла в качестве главы государства. Понтифик не согласился. "Он очень умный человек, он понимает ситуацию, - сказал Путин. - Я сказал ему, что готов пригласить его в качестве главы государства. Я, как глава государства, приглашаю его, как главу государства. На это он ответил: "Посмотрите в окно. Все мое государство можно увидеть отсюда".