Светлана Ганушкина обратилась с открытым письмом в Межрелигиозный совет России
Архив NEWSru.com
Как уже сообщалось, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев призвал известную правозащитницу Светлану Ганнушкину "публично извиниться за антисемитское заявление, сделанное в ходе Потсдамских встреч, прошедших недавно в Германии". Информацию об этом заявлении Р. Силантьева распространило сегодня агентство "Интерфакс".

Между тем, в редакцию NEWSru.com сегодня поступил текст открытого письма Светланы Ганушкиной, адресованного в Межрелигиозный совет России, который приводится ниже:

"Уважаемые господа!

Вернувшись из двухнедельной поездки по Европе, я узнала, что на Вашем сайте 25 июня была помещена заметка "Главный раввин России отверг право художников "издеваться над святынями" (имеется в виду Берл Лазар - прим. ред.).

В ней содержится утверждение: "В рамках форума (VI Потсдамские встречи Германо-Российского форума, проходившие 21-22 июня) была поднята тема скандально известной выставки "Осторожно, религия!", где были представлены экспонаты, вызвавшие резкое возмущение многих верующих, в первую очередь христиан. В то же время С. Ганнушкина заявила, что любое художественное произведение должно обладать неким особым статусом и не подвергаться уничтожению, вне зависимости от его содержания.

На прямой вопрос, относится ли это и к художественно оформленным плакатам "Бей жидов!", правозащитница ответила утвердительно".

Поскольку главы Федерации еврейских общин России г-на Берл Лазара на VI Потсдамских встречах не было, нетрудно догадаться, что сведения были им получены от г-на Силантьева, исполнительного секретаря Межрелигиозного совета России, возмущение которого "отдельными правозащитниками" также содержится в тексте заметки. (Откуда у человека 1977 г. р. такие обороты речи, столь знакомые нашему поколению?)

Вынуждена заявить, что г-н Берл Лазар был введен в заблуждение.

В рамках Форума вообще не было дискуссии на тему выставки "Осторожно, религия!" В моем выступлении дело, возбужденное против организатора выставки исполнительного директора Музея и Общественного центра им. А. Сахарова, Юрия Самодурова, и художников, было приведено как пример нелепого и редкого применения ст. 282 УК РФ, в то время как не только открытые высказывания, но насилие и даже убийства на почве этнической и конфессиональной ненависти стали в России заурядным явлением, но не находят адекватной оценки со стороны исполнительной власти и судебных органов.

Выступая, г-н Силантьев, напротив, с возмущением говорил о выставке и присоединился к тем, кто преследует и судит ее организаторов и художников.

Разговор во время короткого перерыва на кофе, последовавший за выступлением г-на Силантьева, не может быть отнесен к происходившему на Форуме, и может интерпретироваться каждым его участником по его разумению.

Поэтому я не считаю необходимым излагать свою версию этого разговора.

Однако однозначно и определенно утверждаю, что НЕ считаю художественно оформленный плакат с призывом "Бей жидов!" или "Бей клеветников и доносчиков!" обладающим неким особым статусом, отличным от иных форм призыва к насилию. Никогда и ничего, что могло быть интерпретировано подобным образом, я не произносила, с подобными тезисами не соглашалась и согласиться не могла. Вся моя деятельность и достаточно долгая жизнь служат тому доказательством.

Надеюсь, что моя позиция будет доведена до сведения читателей вашего сайта.

Председатель Комитета "Гражданское содействие", Член Совета ПЦ "Мемориал", член Комиссии по правам человека при Президенте РФ С.А. Ганнушкина"

Свою реакцию на сегодняшний призыв Романа Силантьева, распространенный "Интерфаксом", изложил также принимавший участие в Потстдамской встрече известный российский писатель Фазиль Искандер в письме, направленном председателю Комиссии по правам человека при президенте РФ Элле Памфиловой.

Фазиль Искандер, как и многие другие участники встречи в Германии слышавший выступления Светланы Ганнушкиной, со всей категоричностью подтверждает, что никакие антисемитские заявления из ее уст не звучали. В своих выступлениях, отмечает писатель, "она говорила о том, что в наших судах и других учреждениях правовые нормы далеко не всегда соблюдаются".